Приведение обязательств в соответствие с ресурсами

Первая задача бюджетной политики – добиться приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами. Первоочередной мерой должна стать инвентаризация государственных активов и пассивов с последующей оценкой эффективности их сохранения и вариантов их реструктуризации. Только такая инвентаризация позволит получить относительно полное представление о масштабах государственного участия в экономике и осуществлять обоснованную бюджетную политику. Инвентаризация должна касаться всех обязательств и активов расширенного правительства – в социальной сфере, в органах государственной власти, в оборонном и правоохранительном секторах, в отношении целевых (инвестиционных) федеральных программ, а также в отношении всего комплекса государственной собственности. Такая инвентаризация может быть проведена только совместными усилиями Правительства, других органов государственной власти и независимых специалистов.

На основе инвентаризации должна быть проведена оценка эффективности выполнения государственных обязательств и управления активами. Эту оценку следует учитывать уже при исполнении бюджета 2001 года (в частности, в отношении реструктуризации системы исполнительных органов власти). Оценка эффективности должна лечь в основу бюджетов всех уровней, начиная с 2002 года.

Следуя принципам бездефицитного бюджета и полного выполнения взятых на себя обязательств, государство должно уже до инвентаризации отказаться от тех обязательств, финансирование которых не было возможным в прошлом и не будет возможно в обозримом будущем. Необходимо получить согласие Федерального собрания на ликвидацию или приостановку действия не финансируемых федеральных мандатов, общий размер которых составляет около Х% ВВП. При принятии этого решения Федеральное собрание и Правительство должны учитывать, что финансирование не отмененных обязательств должно быть заложено в расходы 2001 года, если государство стремится быть честным перед всем обществом. Следовательно, сохранение обязательств сверх объема имеющихся ресурсов приведет к возникновению соответствующего бюджетного дефицита.

Необходимо в максимально короткие сроки определить, отключение каких предприятий и организаций от потребление товаров и услуг естественных монополий противоречит интересам государства, и включить финансирование соответствующих обязательств в бюджетные расходы. Остальные предприятия и организации должны подлежать отключению в общем порядке. В перспективе, то же должно касаться и домашних хозяйств, которым будем предоставляться минимально необходимая социальная защита, а все дополнительные расходы будут ложиться на семейные бюджеты (ссылка на раздел «Социальная политика»).

Необходимо максимально быстро урегулировать кредиторскую и дебиторскую задолженность расширенного правительства. В отношении кредиторской задолженности это подразумевает максимально возможное погашение в наличной форме, списание несанкционированной части, реструктуризацию оставшихся долгов путем выпуска ценных бумаг в наиболее ликвидной форме (в частности, это касается задолженности перед Банком России). Кроме того, Правительству необходимо в максимально короткие сроки завершить переговоры о реструктуризации долга перед внешними кредиторами, а региональным органам власти – по всем имеющимся долговым обязательствам. В отношении дебиторской задолженности это означает, прежде всего, добровольную реструктуризацию налоговой недоимки с дальнейшем инициированием процедур банкротства всех тех предприятий, которые не урегулировали свою задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Более долгосрочным вопросом является урегулирование задолженности других стран перед Россией.

Меры касающиеся увеличения ресурсной базы Правительства включают, прежде всего, мероприятия в области налогового администрирования, повышение доходов от управления государственной собственностью, а также восстановление ликвидного рынка государственных ценных бумаг для привлечения заимствований в рамках бездефицитного бюджета.

Данные меры позволят максимально приблизить обязательства расширенного правительства к его ресурсам и более эффективно заниматься решением других насущных задач – созданием действенной системы управления государственными финансами и изменениями в структуре бюджетных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: