Концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций

Государство должно сконцентрировать свои ограниченные ресурсы на выполнении своих базовых функций. Это не означает ликвидацию всех прочих статей бюджетных расходов. Бюджетная политика должна строиться на оценке относительной эффективности участия государства в различных сферах экономической активности и сводить к минимуму распределение бюджетных ресурсов по направлениям, где участие государства необязательно или неэффективно.

Основным приоритетом бюджетных расходов как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу – систему социальной защиты и инвестиции в человеческий капитал. Формирование «социального бюджета» будет основано на принципах социальной политики, подробно описанных в разделе ХХХ. Эти принципы включают:

- ХХХ

По предварительным расчетам, основанным на консервативном макроэкономическом прогнозе, эти реализация этих принципов подразумевает следующую динамику и структуру бюджетных расходов на социальную сферу:

Таблица Х: Бюджетные расходы на социальную сферу

       
  рас фед рег рас фед рег рас фед рег
Пенсии                  
Социальные пособия                  
- по нуждаемости                  
- по безработице                  
- категориальные                  
- жилищные                  
Здравоохранение                  
- зарплата                  
- коммунальные                  
- текущие материальные                  
- инвестиции                  
Образование                  
- зарплата                  
- коммунальные                  
- текущие материальные                  
- инвестиции                  

Приведенная выше динамика расходов означает:

- повышение реального уровня пенсий на ХХХ% к 2004 году и ХХХ% к 2010 году с одновременным обеспечением кратко- и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

- обеспечение домохозяйств доходами, соответствующими не менее ХХХ% прожиточного минимума;

- достаточность ресурсов для выплаты пособий по безработице не менее ХХХ млн. граждан;

- сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также детских пособий (с обязательной проверкой нуждаемости) с переводом большинства льгот в денежную форму;

- выплату жилищных субсидий домохозяйствам расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают законодательно установленные нормы (с учетом ликвидации дотаций предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования);

- повышение реальной заработной платы учителей и врачей на ХХХ% к 2004 году и ХХХ% к 2010 году, а также технического переоснащения образовательных и медицинских учреждений;

- полную оплату коммунальных услуг (с учетом роста тарифов при ликвидации перекрестного субсидирования), обеспечение текущих материальных расходов в соответствии с установленными нормативами, необходимые государственные инвестиции.

Таким образом, ХХХ

Второй приоритет бюджетных расходов – не по объему, но по важности – это финансирование судебной системы. Рост расходов по этой статье, который необходим для обеспечения реальной независимости правосудия, должен быть связан со обоими основными компонентами затрат – увеличением численности судей и их средней заработной платы, а также улучшением материально-технического обеспечения работы судов. Это приведет к реальному росту расходов на содержание судебной системы на 30-40% (или около 4 млрд. рублей в ценах 2000 года), который с избытком окупиться улучшением правовых условий развития общества и защиты прав гражданина в целом и функционирования предприятий в частности.

Расходы на национальную оборону являются не менее важным бюджетным приоритетом. Недофинансирование расходов по этой статье до 1999 года привело к недостаточному темпу перевооружения армии и недопустимому снижению уровня жизни военнослужащих. Стабильное финансирование национальной обороны в ближайшие три года с последующим выводов объемов финансирования на уровень 3.5% ВВП позволит – при условии продолжения военной реформы и особого внимания к сфере НИОКР – добиться нового качества армии, отвечающего требованиям оборонной доктрины Российской Федерации, а также дальнейшего повышения конкурентоспособности российского экспорта вооружений на мировых рынках.

Снижение налогового бремени и повышение приоритетных расходов будет осуществляться, прежде всего, за счет сокращения заведомо неэффективных расходов расширенного бюджета, а после инвентаризации расходов – выявленных неэффективных расходов.

Наиболее существенному сокращению будут подвергнуты расходы по разделу «Национальная экономика». Неэффективная государственная поддержка отдельных отраслей должна быть сведена к минимуму. Прежде всего, это касается субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (с переводом части соответствующих расходов в адресные субсидии малообеспеченным домохозяйствам), избыточных инвестиций в дорожное строительство и другие отрасли (после завершения инвентаризации федеральных целевых программ), субсидий отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровне. Общий объем сокращения расходов по данному разделу оценивается в ХХХ% ВВП к 2004 году, в том числе ХХХ% ВВП в 2001 году.

Другим направлением сокращения бюджетных обязательств станет сокращение избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых, федеральных обязательств социального характера. Часть этих обязательств будет переводится в целевую форму или компенсироваться повышением заработной платы и финансироваться полностью. Региональные бюджеты, обладающие достаточными ресурсами смогут продолжать финансировать обязательств, которые они будут готовы принять на себя. Общий объем сокращаемых обязательств составит до ХХХ% ВВП при неизменных или повышенных фактических расходах.

Наконец, третьим важным источником сокращения бюджетных расходов станет пересмотр структуры и объемов финансирования органов государственного управления. Часть министерств и ведомств (либо их подразделений) будет ликвидирована с соответствующим сокращением штатов. Штатная структура оставшихся органов управления будет коренным образом пересмотрена. Общее сокращение числа государственных служащих составит за 4 года не менее 20%. Сокращение штатных единиц позволит существенно повысить реальную заработную плату оставшимся государственным служащим, что будет компенсировать и планируемую отмену категориальных льгот и выплат в натуральной форме. Общее сокращение бюджетных расходов по этой статье составит около ХХХ% ВВП.

Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте будет снижаться также по мере роста последнего при неизменном реальном объеме бюджетных ассигнований. Этот процесс, естественный для динамично развивающихся стран, а также постепенное снижение долговой нагрузки позволят и далее снижать налоговое бремя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: