Перечень местных налогов предлагается ограничить пятью наименованиями. Среди налогов, предлагаемых к отмене, – налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемый в размере до 1,5% от выручки от реализации товаров (работ, услуг). На этот налог в настоящее время приходится до 70% от всей суммы поступлений по местным налогам. Для сохранения налоговой базы местных бюджетов, по-видимому, на первом этапе реформы следует ввести муниципальный налог на прибыль, имеющий предельную ставку в размере 5%. По мере усиления фискального значения имущественных и земельного налогов на втором этапе реформы этот налог должен быть отменен. Однако его отмена должна осуществляться поэтапно путем постепенного уменьшения налоговой ставки.
В отношении земельного налога, также отнесенного к местным налогам, вплоть до его замены налогом на недвижимость должны быть предусмотрены лишь общие принципы налогообложения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют порядок его исчисления и уплаты, а также конкретные налоговые ставки по земельным участкам (от 0,1 до 2 процентов от соответствующей налоговой базы). При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Порядок определения кадастровой стоимости предлагается передать Правительству Российской Федерации.
В ближайшие годы – до введения налога на недвижимость – должна быть усилена фискальная и социальная роль налога на имущество физических лиц, в частности, за счет установления более высоких ставок по престижной и дорогой недвижимости, применения (при определенных условиях) для расчета налога рыночной стоимости объектов, а также учета в целях налогообложения стоимости недостроенных объектов недвижимости. Вместе с тем, к усилению фискального значения этого налога следует подходить достаточно осторожно с тем, чтобы не пострадали граждане, имеющие невысокие доходы.
Среди большого числа ранее применявшихся местных налогов предлагается сохранить налог на рекламу, предельный размер налоговой ставки по которому может быть установлен в размере 5% от стоимости услуг по рекламе. Значение этого налога как источника пополнения местных бюджетов должно возрасти после предусмотренной Кодексом отмены ограничений на размеры расходов на рекламу в рамках налога на доходы организаций.
Реализация предлагаемых подходов будет, на наш взгляд, способствовать росту уровня справедливости и нейтральности налоговой системы и тем самым увеличению ее бюджетной эффективности. Сокращение масштабов уклонения от налогов позволит снизить номинальные налоговые ставки. Повышение уровня нейтральности налоговой системы будет способствовать созданию условий, необходимых для обеспечения экономического роста.