double arrow

Анализ ситуации.


После 8 лет реализации политики приватизации государство по-прежнему является крупнейшим собственником. В форме федеральных государственных унитарных существует 14 тыс. предприятий, в форме учреждений - 23 тыс. Кроме того, большой массив учреждений и предприятий существуют вне организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом. Это, например, воинские части.

В настоящее время Российская Федерация является участником (акционером) в 2500 акционерных обществах, где ее доля превышает 25 процентов уставного капитала, представляющих базовые отрасли народного хозяйства (всего Российская Федерация участвует в 3900 хозяйственных товариществах и обществах). Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении "золотая акция".

100 % акций 382 акционерных обществ находятся в федеральной собственности, в 470 акционерных обществ государство владеет более 50 % акций, 25-50 процентами еще в 1601 акционерном обществе и менее чем 25 % в 863 акционерных обществах.

Пропорции между государственной и частной собственностью фактически зафиксированы на уровне 1996 года, т.е. с точки зрения реформы отношений собственности страна уже несколько лет "топчется" на месте. Если за 1991 - 1993 годы было приватизировано 89 тыс. предприятий, т.е. около 30 тыс. в год, то в 1994 г. - 23000, в 1995г. - 10000, в 1996г. - 5000, в 1997г. - 3300, в 1998г. - 2100, в 1999 г. - 700. Однако такое замедление даже в чисто количественном плане нельзя трактовать как проявление естественной зрелости или завершенности процесса приватизации.

Основным оправданием снижения темпов приватизации стала низкая стоимость предприятий после кризиса 1998 г., снижающая возможные доходные поступления бюджета от приватизации.

Основными аргументами в пользу необходимости ускорения программы приватизации является отсутствие эффективных стимулов к инвестированию у менеджеров государственных предприятий, что ведет в условиях слабого контроля со стороны государства ведет к нецелевому использованию амортизации и неуклонному разрушению основных фондов на предприятиях госсектора.

При этом не приходится рассчитывать на повышение эффективности управления при передаче федеральных предприятий в ведение субъектов федерации - при реализации данного сценария наиболее вероятной будет лишь перераспределение финансовых потоков передаваемых предприятий в пользу близких к региональным властям частных бизнес-структур.

В этих условиях основными направлениями политики государства в области управления государственным имуществом должны стать:

- приватизация значительной части предприятий, находящихся в государственной собственности

- повышение эффективности управления предприятиями, сохраняемых в государственной собственности.

Основными мерами, направленными на повышение эффективности управления государственными предприятиями являются:

- преобразование государственных предприятий в акционерные общества

- реформирование системы представительства интересов государства в акционерных обществах

- ревизия государственных предприятий, принятие решений об их закреплении в государственной собственности, передаче в собственность субъектов федерации, приватизации или ликвидации


Сейчас читают про: