Цели и задачи агропродовольственной политики

Центр тяжести в аграрной политике должен быть сконцентрирован на формировании развитых агропродовольственных рынков, их адекватном регулировании с целью поддержания надежного продовольственного обеспечения страны, повышения уровня доходов сельского населения и сохранения природных ресурсов для аграрного производства

Основными задачами аграрной политики для обеспечения гарантированного продовольственного обеспечения населения страны являются:

формирование конкурентных и эффективных рынков агропродовольственной продукции, создание правовой и институциональной инфрастуктуры для их функционирования, защита от недобросовестной конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

разработка механизмов обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшимся в экстремальных ситуациях. Регламентация процедуры оказания такой помощи для избежания злоупотреблений;

создание системы обеспечения гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок. Жесткий контроль над технологиями по всей продовольственной цепи – от поля до розничной реализации, а также контроль над качеством импорта;

создание правовой регламентации деятельности исполнительной власти по получению и распределению продовольственной помощи;

Формирование общих условий повышения эффективности производства в АПК, доходов сельского хозяйства является:

повышение технологического уровня аграрного производства и поддержание внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий путем поддержки соответствующих исследований и внедрения системы консультирования в сельском хозяйстве;

создание земельного кадастра и системы мониторинга состояния земельных ресурсов, контроль за сохранение наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий для аграрного производства.

Для эффективного проведения агропродовольственной политики в федеральном государстве, каковым является Россия, необходимо рациональное распределение функций федеральной и региональной уровней властей. В области агропродовольственной политики федеральная власть должна обеспечивать общие условия функционирования для всех субъектов агропродовольственных рынков и их единство на всей территории страны, вводить рамки для деятельности региональных властей в области АПК, вести международные переговоры, оказывать продовольственную помощь регионам в экстремальных условиях.

В этой связи представляется целесообразным сконцентрировать усилия федерального правительства в области агропродовольственной политики на решении следующих задач:

· Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:

установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и ресурсов по всей территории страны;

формирование единой антимонопольной политики в секторе;

поддержка формирования и регулирование организованных рынков, обслуживающих общегосударственный оборот агропродовольственной продукции (межрегиональных бирж, оптовых рынков, аукционов);

· Обеспечение продовольственной безопасности страны:

создание страховых запасов базовых агропродовольственных продуктов;

оказание продовольственной помощи отдельным территориям, оказавшимся в зоне чрезвычайного продовольственного положения:

получение продовольственной помощи от других государств и оказание продовольственной помощи другим государствам;

поставка продовольствия на территории, обеспечение продовольствием которых на коммерческой основе затруднено.

· Проведение структурной политики (выбор общенациональных приоритетов в области агропродовольственного сектора и обеспечение их реализации механизмами налоговой, внешнеторговой, инвестиционной политики)

· Проведение внешнеторговой политики в области агропродовольственных товаров и ресурсов для АПК:

поддержка экспорта отечественной продукции (информационная, инфраструктурная, финансовая и проч.);

ведение переговоров с международными торговыми организациями, подписание межгосударственных торговых соглашений и т.п.;

регламентация зарубежных инвестиций в агропродовольственный сектор;

· Проведение единой земельной политики:

разработка общих принципов земельной политики в сельском хозяйстве (разрешенные формы земельных титулов, прав по распоряжению земельной собственность, разделение земель на федеральные и субъектов федерации, принципы земельного налога и т.п.);

ведение общегосударственного земельного кадастра;

ведение единой системы регистрации недвижимости (в том числе и в сельском хозяйстве);

· Проведение единой технологической политики в отрасли:

поддержание элитного семеноводства и племенного дела в стране;

установление единых государственных стандартов в АПК;

формирование и осуществление государственных целевых программ, обеспечивающих либо развитие приоритетных подотраслей, либо развитие сфер АПК, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными (например, производство детского питания), либо определяющих технологический прогресс в секторе;

формирование и финансирование программы фундаментальных исследований в аграрной науке, определяющих технологический прогресс в отрасли;

формирование кадровой политики в отрасли (системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование межстрановой трудовой миграции в сельскую местность и проч.)

· Информационное обеспечение АПК

создание и поддержание единой государственной системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка;

обеспечение полного отражения федеральной аграрной политики в общенациональных средствах массовой информации;

пропаганда отечественной продукции и технологий за рубежом.

· Проведение единой кредитной политики:

обеспечение равного доступа субъектов рынка к государственным кредитным ресурсам для сельского хозяйства (но не равного распределения этих ресурсов).

· Разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.

· Осуществление общегосударственных контрольных функций в отрасли (ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном деле и проч.).

· Контроль над соблюдением федерального законодательства в области АПК.

Отнесение вышеперечисленных задач к функциям федеральной власти означает, что региональные власти не вправе брать на себя их реализацию. Так, контрольные функции должны финансироваться исключительно за счет федерального бюджета и установление ограничений на перемещение продукции на основе региональных фитосанитарных норм недопустимо и т.д.

С другой стороны, федеральная власть не должна осуществлять задачи по организации сезонных работ в сельском хозяйстве, регламентированию программ социальной поддержки населения или обеспечения занятости в сельской местности отдельных территорий (если это не территории чрезвычайного положения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: