Основными направлениями деятельности Правительства в 2001-2010 годах в этой области будет завершение начатых реформ непосредственно в сельском хозяйстве и разрешение возникших в 1990-ые годы проблем в I и III сферах АПК.
Завершение институциональных преобразований в сельском хозяйстве:
· приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации;
· создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей;
· решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры и освобождение сельскохозяйственных предприятий от этого рода затрат;
· введение рамочного законодательного определения понятия сельскохозяйственного производителя в России; организация статистического наблюдения за сельскохозяйственными производителями всех организационно-правовых форм по единой методологии, обеспечивающей сопоставимость оценок;
· завершение создания информационной системы в АПК, позволяющей эффективно собирать, обрабатывать и распространять данные о состоянии сектора, агропродовольственных рынков, положении сельского населения и т.д.;
· разработка нормативно-правовых документов, определяющих особенности банкротства сельскохозяйственных производителей;
· разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости;
· государственная поддержка кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т.п.
Институциональная политика в перерабатывающей промышленности и посредническом секторе
Институциональные изменения в сельском хозяйстве должны быть поддержаны мерами по созданию институтов агропродовольственных рынков. Кроме того, правительство исходит из того, что импульс развития всего агропродовольственного сектора сегодня исходит от посреднического сектора и перерабатывающей промышленности, и в этой связи необходимо поддержать становлении вертикальной интеграции в продовольственной цепи. Важной проблемой сохраняется монополизация сектора. В этой связи основными направлениями деятельности Правительства в этой области будут следующие:
· содействие вертикальной интеграции в агропродовольственном секторе при жестком соблюдении антимонопольного законодательства;
· совершенствование системы антимонопольного контроля в агропродовольственном секторе, недопущение создания монополий, барьеров входа на рынок агропродовольственной продукции, ограничений на перемещение продукции и т.п.
· правовая и организационная поддержка создания таких институтов рынков продукции, как форвардные и фьючерсные контракты, оптовые рынки, биржи и аукционные торги, использование складских расписок и транспортных накладных как инструментов обеспечения краткосрочных кредитов в агропродовольственной сфере и т.д.
· содействие формированию ассоциаций производителей и передача им по мере становления отдельных функций регулирования рынков.
· Институциональная политика в производстве ресурсов для сельского хозяйства
· содействие формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, лизинговых компаний, машинных пулов и прочих институтов рынков ресурсов для сельского хозяйства;
· демонополизация производства отдельных ресурсов для сельского хозяйства;
· отказ от государственной монополии на предоставлении товарных кредитов сельскому хозяйству и лизинговых операций.