1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строивших свои отношения с «творцами» на рыночных принципах.
С другой стороны, государство последовательно уменьшало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все проблемы автоматически.
Именно в 90-е годы со всей силой проявились те проблемы отечественной культуры, которые никогда не пытались решить в советское время. Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала огромная сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.
|
|
Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется:
- ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры,
- отсутствием в музеях, библиотеках, театрах, учебных заведениях самого необходимого оборудования (систем обеспечения охраны и пожарной безопасности в музейных и библиотечных хранилищ, театрального сценического оборудования, музыкальных инструментов и т.п.),
- ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры и музейных экспонатов,
- отсутствием достоверной системы государственного учета памятников истории и культуры,
- недостаточным для огромной страны количеством профессиональных сценических и филармонических площадок, позволяющих поддерживать минимальный уровень гастрольного обмена и т.д.
Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:
- распыление средств и хроническое недофинансирование учреждений культуры;
- низкий уровень оплаты труда работников культуры;
|
|
- невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;
- недостаточные стимулы для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного, направляемых на развитие культуры.
Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем:
- угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;
- замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;
- разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;
- сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;
- снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.