Сущность, содержание и значение финансовой политики государства
1.1.
Содержание и значение государственной финансовой политики
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства — одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.
В разработке финансовой политики России участвуют все ветви государственной власти. В силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ. О современной финансовой политике можно судить по ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Успех финансовой политики во многом определяет мощь России и стабильность выполнения важнейших государственных функций.
|
|
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев и определяет содержание финансовой политики.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.
|
|
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:
1) налоговой политики;
2) бюджетной политики;
3) денежно-кредитной политики;
4) ценовой политики;
5) таможенной политики;
6) социальной политики;
7) инвестиционной политики;
8) внешнеторговой политики.
Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:
· достижение социальной стабильности в обществе;
· оздоровление государственных финансов;
· восстановление нормального функционирования банковской сферы;
· поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
· достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
· создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
· меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика . Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
1) дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
2) оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;
3) создание единого реестра налогоплательщиков;
4) усиление налогового администрирования;
5) реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политика сводится к:
· определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
· установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
· оптимизации структуры расходной части бюджета;
· распределению расходов между бюджетами разных уровней;
· определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
· управлению государственным долгом;
· определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:
· принятие мер по экономии государственных средств;
· централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
· принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
· проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
· обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
|
|
· проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
· введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
· реструктуризацию государственного долга;
· инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику . Важнейшие ее задачи:
· укрепление банковской системы;
· восстановление доверия к ней;
· стимулирование организованных сбережений населения.
Денежно-кредитная политика включает:
· реструктуризацию банковской системы;
· совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
· оптимизацию объема и структуры денежной массы;
· установление рыночной ставки процента;
· сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
· пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
· активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
|
|
· выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
· увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
· разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
· сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;
· реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного финансирования пенсий;
· упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
· регулированию вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность , которая включает:
· повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
· развитие ипотечного кредитования;
· привлечение прямых иностранных инвестиций.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
· изменение объема экспорта и импорта;
· изменение структуры внешней торговли;
· обеспечение страны необходимыми ресурсами;
· изменение соотношения экспортных и импортных цен.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
1.2.