Таможенная политика

Таможенная политика — это система экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на внутриэкономические и внешнеэкономические интересы государства.

Существуют два основных вида таможенной политики:

S протекционизм;

S свободная торговля.

Протекционизм — это установление высокого уровня таможенного обложения для ввоза иностранных товаров. Такая политика создает условия, способствующие развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранных производителей.

Выделяют следующие формы протекционизма:

• жесткий, который характеризуется установлением высо
кой пошлины на ввозимые иностранные товары либо
почти полный запрет ввоза и стимулирование вывоза оте
чественных товаров;

• умеренный (промышленный), который означает, что на
внутренний рынок допускаются иностранные товары,
значительно снижается уровень таможенной пошлины и
упрощается порядок прохождения товаров через тамо
женную границу;

• легкий, позволяющий ввозить по низким пошлинам товары, которые не могут конкурировать с аналогичными товарами отечественного производства.

В 1990-е гг. таможенная политика России и стран СН Гбыла направлена прежде всего на сохранение единого таможенного пространства. В 1991 г. после образования СНГ между государствами-участниками начались переговоры, главной темой которых было сохранение единого таможенного пространства. Итогом переговоров стало принятие в 1992 г. Соглашения о принципах таможенной политики, направленного на сохранение единого экономического пространства, обеспечение в его пределах свободного перемещения товаров, выработку обшей политики в отношении третьих стран, унификацию таможенного законодательства и таможенных процедур, создание Таможенного союза. Участники решили выработать общий таможенный тариф и не устанавливать между собой таможенных барьеров.

На протяжении 1992— 1994 гг. было подписано еще несколько соглашений по таможенным вопросам, среди которых Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств —- участниц СНГ (1992), Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах (1994).

В сентябре 1993 г. для реализации Договора о создании Экономического союза был учрежден Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

Меры экономической политики — ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать квотирование, лицензирование, установление минимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

2.3. Источники таможенного права

Под источниками таможенного права понимаются его внешние формы выражения, т.е. правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права.

Так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов исполнительной власти, то таможенное законодательство представлено исключительно федеральными законами. В составе таможенного законодательства отсутствуют правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Конституция РФ. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в Российской Федерации. Например, в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Другими словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Кроме того, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории России таможенные пошлины, сборы, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Помимо названных статей, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в Конституции РФ содержатся и другие общие нормы, косвенно относящиеся к таможенному делу. К ним можно отнести следующие нормы:

• поддержка конкуренции и свобода экономической дея
тельности (ч. 1 ст. 8);

• равным образом признание и защита частной, государ
ственной, муниципальной и иной форм собственности
(ч. 2 ст. 8);

• обязанность органов государственной власти и их долж
ностных лиц обеспечить каждому возможность ознаком
ления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не пре
дусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);

• право каждого свободно выезжать за пределы Российской
Федерации, а ее граждан беспрепятственно возвращать
ся в свою страну (ч. 2 ст. 27).

Международные договоры РФ. Важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство перед нормами федерального законодательства. Российская Федерация участвует в следующих международных соглашениях:

• Международная конвенция об упрощении и гармониза
ции таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г.;

• Таможенная конвенция о международной перевозке гру
зов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)
1975 г.;

• Таможенная конвенция о карнете АТА для временного,
ввоза 1961 г.;

• Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция)
1990 г.;

• Конвенция о гармонизированной системе классифика
ции и кодирования товаров 1983 г.;

• Международная конвенция о взаимном административ
ном содействии в предотвращении, расследовании и пре
сечении таможенных правонарушений 1977 г.;

• Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.

Кодексы. Основным актом в сфере таможенного регулирования является Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (далее — ТК ТС). Этот акт является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразии-? ского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17. ТК ТС состоит из восьми разделов. ТК ТС регулирует порядок оплаты таможенных платежей, таможенный контроль, основные таможенные процедуры и особенности перемещения отдельных категорий товаров. По-новому в ТК ТС определены: понятия «таможенной границы», «единой таможенной территории» и др.

До принятия ТК ТС в России с 2004 года действовал Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, которые содержатся в актах других отраслей права. Так, ответственность за совер-;' шение преступлений в таможенной сфере предусмотрена Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее —у К РФ). УК РФ устанавливает следующие составы таможенных преступлений:

s контрабанда (ст. 188);

S незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);

S невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190);

S уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194). Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение. Все правонарушения в области таможенного права объединены в специальную главу, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», состоящую из 23 статей.

Глава 16 КоАП РФ предусматривает различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в том числе предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц; конфискацию. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

^ руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и его заместители; s начальники региональных таможенных управлений, их

заместители;

^ начальники таможен, их заместители; ^ начальники таможенных постов (только дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).

Федеральные законы. К основным законам в сфере таможенного регулирования относятся:V Федеральный закон от 27 ноября 2010г. № 131-ФЗ«О таможенном регулировании в Российской Федерации»; ■S Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

S Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; S Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»; ■S Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе

культурных ценностей»; •/ Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ

«О валютном регулировании и валютном контроле»; S Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об

оружии»; S Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности» и др. Указы Президента РФ. Кроме федеральных законов отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты,] среди которых в первую очередь необходимо отметить нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы».

Постановления Правительства РФ. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 12 февраля 2011 г. № 68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий», постановление Правительства РФ от 31 января 2011 г. № 41 «О мерах по защите экономических интере-1 сов российских производителей некоторых видов стальных; труб», постановление Правительства РФ от 20 января 2011 г.: № 11 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошли-* ны на мороженые глубоководные креветки, вывозимые за пре делы государств — участников соглашений о таможенном со-" юзе» и др.

Нормативные акты Федеральной таможенной службы (приказы, инструкции, распоряжения). Федеральная таможенная служба (далее — ФТС РФ) в пределах своей компетенции из дает соответствующие нормативные акты. К примеру, приказ! ФТС РФ от 15 марта 2011 г. № 552 «О внесении изменений в реестр таможенных перевозчиков и свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков ОАО "Сахалинское морское пароходство"», приказ ФТС РФ от 14 февраля 2011 г. jsfo 272 «Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров», распоряжение ФТС РФ от 27 июля 2010 г. № 199-р «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению типового положения о структурном подразделении таможенного органа» и др.

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

3.1. Система таможенных органов

Таможенные органы РФ — государственные органы, осуще ствляюшие деятельность в сфере таможенного дела.

Таможенные органы относятся к органам исполнительно; власти. Исполнительная деятельность таможенных органо состоит в повседневной практической организации и осуще ствлении таможенного дела.

Действующим законодательством таможенные органы от несены к правоохранительным органам, так как стоят на стра же экономической безопасности и суверенитета Российской Федерации, прав и законных интересов юридических и физи ческих лиц. Они ведут борьбу с преступлениями и админист ративными правонарушениями в сфере таможенного дела, при нимают решения, которые могут быть обжалованы.

Таможенные органы составляют единую федеральную цент рализованнуюсистему. В деятельность таможенных органов, npi осуществлении ими своих полномочий, не могут вмешиватьс органы государственной власти субъектов РФ, органы местно; самоуправления, равно как и общественные объединения.

Согласно ст. 10 Закона о таможенном регулировании тамо женными органами являются:

s федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

S региональные таможенные управления;

s таможни;

S таможенные посты.

Таможенные органы выполняют следующие основные фун->. кции (обязанности):

• проводят таможенный контроль и совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в России-; скую Федерацию и вывозе товаров из Российской ФеДИ рации;

• содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

• ведут таможенную статистику внешней торговли и спе
циальную таможенную статистику;

• взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинго
вые, специальные и компенсационные пошлины, тамо
женные сборы, контролируют правильность исчисления
и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и
сборов, принимают меры по их принудительному взыс
канию;

• обеспечивают на территории России соблюдение поряд
ка перемещения товаров и транспортных средств между
народной перевозки через таможенную границу Таможен
ного союза;

• обеспечивают соблюдение установленных в соответ
ствии с международными договорами государств — чле
нов Таможенного союза и законодательством РФ запре
тов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в
Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Фе
дерации;

• выявляют, предупреждают, пресекают преступления и ад
министративные правонарушения, отнесенные законо
дательством РФ к компетенции таможенных органов,
проводят неотложные следственные действия и осуще
ствляют предварительное расследование в форме дозна
ния, осуществляют административное производство по
делам об административных правонарушениях в области
таможенного дела (о нарушениях таможенных правил),
оказывают содействие в борьбе с коррупцией и междуна
родным терроризмом, осуществляют противодействие
незаконному обороту объектов интеллектуальной соб
ственности, наркотических средств, психотропных ве
ществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и
иных предметов, перемещаемых через таможенную гра
ницу Таможенного союза и (или) через Государственную
границу РФ;

• содействуют осуществлен ию мер по защите государствен
ной безопасности, общественного порядка, нравствен
ности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защм те интересов потребителей товаров, ввозимых в России скую Федерацию;

осуществляют в пределах своем компетенции контроль з| валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с меж-; дународными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми: актами органов валютного регулирования; содействуют развитию экспортного и транзитного потен-j циала Российской Федерации, оптимизации структурьг экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному: использованию ресурсов таможенных органов; обеспечивают в соответствии с международным договор ром государств — членов Таможенного союза меры по! противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер-j роризма при осуществлении контроля за перемещением! через таможенную границу Таможенного союза валюты] государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг! и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; разъясняют заинтересованным лицам их права и обязан-.] ности в области таможенных правоотношений, оказыва-1 ют содействие в пределах своих полномочий участникам? внешнеэкономической деятельности в реализации имм своих прав при совершении таможенных операций в от-1 ношении товаров и транспортных средств международ-' ной перевозки;

обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных госу-дарств, международными организациями, занимаюши мися вопросами таможенного дела;

• осуществляют информирование и консультирование в
области таможенного дела, обеспечивают в установлен
ном порядке государственные органы, организации и
граждан информацией по вопросам таможенного дела;

• проводят научно-исследовательские и опытно-конструк
торские разработки в области таможенного дела.

федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены и иные функции (обязанности).

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

■/ законности;

•/ равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

•/ единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

/ профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

■S ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

S единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

•S недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

s совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования.

Таможенные органы имеют свои флаг и эмблему. Морские сУДа, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река — море) плавания таможенных органов имеют вымпел. На авто-

транспортных средствах и воздушных судах таможенных орга нов размешается эмблема. Описание и рисунки флага и эм лемы таможенных органов, а также вымпела водных судов тщ моженных органов утверждаются Президентом РФ.

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (пункт пропуска). Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропо-токов, степени интенсивности развития внешнеэкономиче-^ ских связей субъектов РФ, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспорт*) ных организаций.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных та моженных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Федеральная таможенная служба. Согласно постановлению! Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной' таможенной службе» ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществля-J ющим функции по выработке государственной политики Щ нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента ва лютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС ществляет Правительство РФ.

ФТС РФ возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ Руководитель ФТС РФ имеет заместителей, количество кото рых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС РФ назначаются на долж ность и освобождаются от должности Правительством РФ п представлению руководителя ФТС РФ.

Постановлением Правительства РФ «О Федеральной тамо женной службе» определены полномочия ФТС РФ:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных зак< нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Пр вительстпа РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, но вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

• на основании и во исполнение Конституции РФ, феде
ральных конституционных законов, федеральных зако
нов, актов Президента РФ и Правительства РФ прини
мает нормативные правовые акты в установленной сфере
деятельности;

• ведет таможенную статистику внешней торговли и спе
циальную таможенную статистику;

• информирует и консультирует на безвозмездной основе
по вопросам таможенного дела участников внешнеэко
номической деятельности;

• осуществляет в установленном порядке ведение товарных
номенклатур внешнеэкономической деятельности;

• осуществляет в установленном порядке разработку и со
здание используемых таможенными органами информа
ционных систем, информационных технологий и средств
их обеспечения;

• обобщает практику применения законодательства РФ в
установленной сфере деятельности;

• рассматривает жалобы на решения, действия (бездей
ствие) таможенных органов и их должностных лиц;

• организует прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по
ним решений и направление заявителям ответов в уста
новленный законодательством РФ срок;

• организует профессиональную подготовку должностных
лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение
квалификации и стажировку;

• осуществляет в соответствии с законодательством РФ
работу по комплектованию, хранению, учету и исполь
зованию архивных документов, образовавшихся в ходе
деятельности Службы и др.

Региональное таможенное управление. Приказ ФТС РФ от •2 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о Региональном таможенном управлении и Обшего положения 0 таможне» утвердил Общее положение о региональном таможенном управлении (РТУ). В соответствии с этим положением РТУ осушествляет по поручению ФТС РФ оперативный контроль за деятельностью учреждений и государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФТС РФ.

РТУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС РФ, и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС РФ.

РТУ осушествляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• контроль осуществления подчиненными таможенными
органами таможенного оформления товаров и транспорт
ных средств и единообразного применения порядка
моженного оформления;

• анализ и контроль деятельности подчиненных таможен
ных органов, осуществляемой на основе системы упраеЦ
ления рисками, по обеспечению правильного исчисл^
ния и своевременной уплаты таможенных платежей)1
соблюдению запретов и ограничений, установлении
соответствии с законодательством РФ о государств
ном регулировании внешнеторговой деятельности,
основе показателей и согласно порядку, определяем
ФТС РФ;

• контроль соблюдения подчиненными таможенным
органами законодательства РФ при осуществлении тамо
женных процедур;

• принятие решений о классификации товаров в соответ
ствии с Товарной номенклатурой Внешнеэкономической
деятельности (далее - ТН ВЭД), об их таможенной сто
имости и о стране происхождения, а также о полном или
частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин.

налогов в порядке ведомственного контроля и при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных л и ц;

• контроль деятельности подчиненных таможенных орга
нов по защите прав интеллектуальной собственности со
гласно порядку и формам, определяемым ФТС РФ;

• проведение экспертиз товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу РФ, докумен
тов, в соответствии с порядком, установленным зако
нодательством РФ, а также проведения криминалис
тических экспертиз и исследований при осуществлении
правоохранительной деятельности, содействие подчинен
ным таможенным органам в организации проведения та
ких экспертиз и исследований;

• проведение таможенных ревизий, а также проверок дос
товерности сведений, заявленных при таможенном офор
млении, после выпуска товаров и транспортных средств
в соответствии с законодательством РФ;

• валютный контроль операций, связанных с перемещени
ем товаров и транспортных средств через таможенную
границу РФ, и контроль исполнения внешнеторговых
бартерных сделок, валютных операций, связанных с пе
ремещением валютных ценностей, валюты РФ и внутрен
них ценных бумаг, в пределах компетенции таможенных
органов, координация и контроль этой деятельности в
подчиненных таможенных органах;

• взаимодействие с агентами валютного контроля и тер
риториальными учреждениями Банка России, обеспече
ние взаимодействия с ними подчиненных таможенных
органов;

• контроль правильного исчисления и взимания таможен
ных платежей, их учета в соответствии с установленным
порядком, а также передача подчиненным таможенным
органам и ФТС РФ информации о перечислении тамо
женных платежей в федеральный бюджет;

• контроль за обоснованным осуществлением подчинен
ными таможенными органами возвратов (зачетов) излиш
не уплаченных и излишне взысканных таможенных пла
тежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей.

денежного залога, а также законности предоставленЛ подчиненными таможенными органами отсрочек и рая срочек по уплате таможенных платежей;

• учет задолженности по уплате таможенных платежей
недоимок, пеней и (или) процентов и контроль приня
тия подчиненными таможенными органами мер по ее
взысканию;

• принятие мер по обеспечению выполнения подчинении
ми таможенными органами контрольных показателе!
взимания таможенных платежей, установленных РТУ; 1

• инспектирование деятельности подчиненных таможен*]
ных органов согласно порядку и формам, определяемы^
ФТС РФ;

• производство по делам об административных npafiOHapyJ
шениях и рассмотрение таких дел в соответствии с закш
нодательством РФ об административных правонарушя
ниях;

• дознание и производство неотложных следственных дей|
ствий в соответствии с уголовно-процессуальным закш
нодательством РФ;

• оперативно-розыскная деятельность в соответствии с я
конодательством РФ;

• участие в соответствии с законодательством РФ в борьн
с терроризмом, а также в пресечении незаконного имя
шательства в аэропортах РФ в деятельность междунароЛ
ной гражданской авиации в соответствии с федеральны!
ми законами и иными нормативными правовыми акта
ми РФ;

• организация, координация и контроль соблюден»
подчиненными таможенными органами законодатели
ства РФ по вопросам распоряжения товарами и транв
портными средствами, обращенными в федеральную
собственность, распоряжения товарами и транспортньи
ми средствами, срок временного хранения которых или
срок хранения которых на таможенном складе истеЯ
распоряжения товарами и транспортными средстве
ми, являющимися вещественными доказательствами гЛ
делам об административных правонарушениях, в сЛ
ответствии с порядком, установленным законодатели
ством РФ;

• обеспечение в соответствии с законодательством РФ за
щиты сведений, предоставленных таможенным органам
исключительно для таможенных целей и составляющих
коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняе
мую законом тайну и другую конфиденциальную инфор
мацию, контроль такой деятельности в подчиненных та
моженных органах;

• обеспечение защиты сведений, составляющих государ
ственную тайну, создание условий, обеспечивающих за
щиту указанных сведений, контроль эффективности за
щиты сведений, составляющих государственную тайну, в
РТУ и подчиненных таможенных органах в соответствии
с законодательством РФ и др.

Таможня. Согласно Общему положению о таможне она является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС РФ в регионе деятельности таможни в пределах своей компетенции.

Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС РФ.

Таможня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• производство таможенного оформления товаров и транс
портных средств;

• обеспечение правильности исчисления и своевременно
сти уплаты таможенных платежей;

• взимание таможенных пошлин и налогов, антидемпин
говых, специальных и компенсационных пошлин, тамо
женных сборов, принятие мер по их принудительному
взысканию;

• организация, координация и контроль правильности ис
числения и взимания таможенных платежей, их учета со
гласно установленному порядку;

• учет задолженности по уплате таможенных платежей,
выявленных недоимок и задолженности по пеням по фе
деральным налогам и сборам, подлежащим уплате в свя
зи с перемещением товаров через таможенную границу

РФ, обеспечение взыскания указанных задолженностей] пеней и (или) процентов и принятие иных мер, предус* мотренных законодательством РФ;

• контроль соблюдения таможенными постами законода
тельства РФ при осуществлении таможенных процедур; |

• проведение таможенного контроля, организация и коор
динация осушестапения таможенного контроля таможен
ными постами;

• организация и осуществление таможенного сопровожде
ния товаров и транспортных средств, находящихся пол
таможенным контролем;

• контроль за фактическим вывозом и подтвержден иен
фактического вы воза товаров за пределы таможенной гра
ницы РФ;

• контроль деятельности декларантов и лиц, осуществля
ющих деятельность в области таможенного дела в регио
не деятельности РТУ, сбор, обобщение и анализ сведе--
ний о деятельности этих лиц в части, имеющей отноше
ние к таможенному делу;

• создание и ликвидация зон таможенного контроля, обес-1
печение соблюдения режима зоны таможенного контД
роля;

• контроль таможен ной стоимости перемещаемых товаров!
и транспортных средств в соответствии с установленный
порядком и др.

Таможенный пост. В соответствии с приказом ФТС РФ от< 13 августа 2007 г. № 965 «Об утверждении Общего положения Л таможенном посте» таможенный пост является таможенным] органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализа-| цию полномочии ФТС РФ, задач и функций таможенных ор-| ганов в регионе деятельности таможенного поста в предела?! своей компетенции.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый! на должность и освобождаемый от должности руководителем! ФТС РФ.

Начальник таможенного поста может иметь заместителей,! назначаемых на должность и освобождаемых от должности! начальником таможни по согласованию с региональным тамо-' женным управлением.

Таможенный пост осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• осуществление таможенного оформления товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную
границу РФ и помещаемых под таможенные режимы и
таможенные процедуры, и таможенного контроля с ис
пользованием системы управления рисками;

• обеспечение соблюдения установленных в соответствии
с законодательством РФ о государственном регулирова
нии внешнеторговой деятельности и международными
договорами Российской Федерации запретов и ограни
чений в отношении товаров, перемещаемых через тамо
женную границу РФ;

• принятие в пределах своей компетенции решений о клас
сификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и стране их
происхождения;

• контроль и определение таможенной стоимости переме
щаемых товаров и транспортных средств в соответствии
с установленным порядком;

• взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинго
вых, специальных и компенсационных пошлин, предва
рительных антидемпинговых, предварительных специ
альных и предварительных компенсационных пошлин,
таможенных сборов, контроль правильности исчисления
и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов
и сборов, принятие в пределах своей компетенции мер
по взысканию таможенных платежей и пеней;

• создание временных зон таможенного контроля в соот
ветствии с таможенным законодательством РФ;

• продление срока временного вывоза и срока временного
ввоза в соответствии с установленным порядком;

• осуществление в соответствии с таможенным законода
тельством РФ таможенного оформления и таможенного
контроля товаров и транспортных средств, перемещае
мых на (с) территории (территорий) особых экономичес
ких зон, созданных в регионе деятельности таможенного
поста в соответствии с законодательством РФ об особых
экономических зонах;

• осуществление контроля за условно выпущенными това
рами, за соблюдением лицами установленных ограничений. требований и условий при условном выпуске варов:

• обобщение и анализ практики применения таможенный
режимов и таможенных процедур в регионе деятельнос
ти таможенного поста и представление в таможню ана|
литических материалов;

• участие в пределах своей компетенции в выработке пред!
ложений о применении форм таможенного контроля с ис
пользованием системы управления рисками и др.

3.2. Статус таможенных органов и их должностных лиц

Правовую основу деятельности таможенных органов и щ должностных лиц составляют:

^ Конституция РФ;

• ТК ТС;

S Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О служ4 бе в таможенных органах Российской Федерации»;

■S Федеральны й закон от 27 ноября 2010 г. № 311 -ФЗ «О та-; моженном регулировании в Российской Федерации»;

S приказ ФТС РФ от 3 июля 2006 г. № 612 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения пытания при приеме на службу в таможенные органь Российской Федерации»;

^ приказ ФТС РФ от 8 июня 2009 г. № 1053 «Об утвержде^ нии Инструкции о порядке зачисления сотрудника в рас| поряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатный мероприятий»;

s приказ ФТС РФ от 11 января 2005 г. № 1 «О выплате со| трудникам таможенных органов Российской Федераии» ежемесячной надбавки за сложность, напряженность спеииатьный режим службы»;

S приказ ФТС РФ от 10 июня 2005 г. № 533 «О выплате дол] жностным лицам таможенных органов Российской Феде! рации ежемесячного денежного поощрения в зависимо! сти от сложности, объема и важности выполняемых задаче

S приказ ФТС РФ от 5 февраля 2007 г № 152 «Об утвержде! нии административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению».

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации — граждане, занимающие должности в указанных органах и которым в установленном порядке присвоены специальные звания или классные чины.

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Гражданин, для которого при поступлении на службу в таможенные органы устанавливается испытание, назначается на предусмотренную штатным расписанием таможенного органа соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания, предусмотренного для сотрудников таможенных органов.

Стажеру до присвоения ему специального звания выплачиваются должностной оклад, установленный по соответствующей штатной должности, компенсационные, стимулирующие и иные выплаты, предусмотренные положением об оплате труда работников таможенного органа.

Размеры должностного оклада, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и ежемесячного денежного поощрения стажеру устанавливаются приказом о назначении на должность.

После успешного прохождения испытания гражданин поступает на постоянную службу и с ним заключается контракт.

Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Согласно ст. 46 Федерального закона «О службе в таможен-чых органах Российской Федерации» сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. Прежде всего это Денежные компенсации: ежемесячная надбавка и ежемесячное Денежное поощрение.

Приказ ФТС РФ от 11 января 2005 г. № I «О выплате corpyjJ никам таможенных органов Российской Федерации ежемесяч* ной надбавки за сложность, напряженность и специальный pe-j жим службы» устанавливает, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в рая мере до 120% должностного оклада устанавливается сотрудниц кам таможенных органов, выполнение служебных обязанном тей которых связано с решением задач, требующих высокого! уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напря женным специальным режимом несения службы, в зависимЛ сти от состава сотрудников и местности прохождения службья

Надбавка устанавливается на определенный период, кам правило, не более чем на один год, приказом таможенного оргЯ на или учреждения, находяшегося в ведении ФТС РФ, с указав нием ее конкретного размера для каждого сотрудника.

Согласно ст. 16 Закона о таможенном регулировании при исполнении должностных обязанностей должностные лиц! таможенных органов обязаны:

• соблюдать права и законные интересы граждан, участии!
ков внешнеэкономической деятельности и лиц, осушё|
ствляюших деятельность в сфере таможенного дела;

• поддерживать уровень квалификации, необходимый
исполнения должностных обязанностей;

• исполнять иные обязанности в соответствии с законод
тельством РФ, установленные для федерального госуда;
ственного гражданского служащего или сотрудника
моженного органа.

Исполнение должностных обязанностей должностным л цом таможенного органа осуществляется в соответствии с до. жностным регламентом.

Должностное лицо таможенного органа не вправе испо. нятьданное ему поручение (приказ, распоряжение), не соотв-ствуюшее таможенному законодательству Таможенного сою: или законодательству РФ. При получении такого поручен указанное должностное лицо должно представить в письме ной форме обоснование несоответствия данного поручен (приказа, распоряжения) положениям таможенного законод тельства Таможенного союза или законодательства РФ, ко рые могут быть нарушены при его исполнении, и получить руководителя подтверждение данного поручения (приказа, поряжения) в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме должностное лицо таможенного органа обязано отказаться от его исполнения.

В случае исполнения должностным лицом таможенного органа поручения (приказа, распоряжения), не соответствующего таможенному законодательству Таможенного союза или законодательству РФ, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

• требовать документы, сведения, представление которых
предусмотрено положениями таможенного законодатель
ства Таможенного союза, законодательства РФ о тамо
женном деле и иного законодательства РФ;

• проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в
таможенных операциях, документы, удостоверяющие их
личность;

• требовать от физических и юридических лиц подтверж
дения полномочий на совершение определенных дей
ствий или осуществление определенной деятельности в
сфере таможенного дела;

• осуществлять в соответствии с законодательством РФ
оперативно-розыскную деятельность в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,
производство неотложных следственных действий и доз
нания по которым отнесено уголовно-процессуальным
законодательством РФ к ведению таможенных органов,
выявления и установления лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших, а также в целях обес
печения собственной безопасности;

• осуществлять неотложные следственные действия и до
знание в пределах своей компетенции и в порядке, кото
рые определены уголовно-процессуальным законодатель
ством РФ;

• привлекать лиц к административной ответственности в
соответствии с законодательством РФ об административ
ных правонарушениях;

• задерживать и доставлять в служебные помещения тамо]
женногооргана или в органы внутреннихдел РФлиц, пси
дозреваемых в совершении преступлений, совершивши
или совершающих преступления или административные
правонарушения в области таможенного дела (нарушеЗ
ния таможенных правил), в соответствии с законодатели
ством РФ;

• производить документирование, видео- и аудиозаписи
кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с вво
зом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом Я
Российской Федерации, осуществлением перевозки, хря
нения товаров, находящихся под таможенным контролем
совершением с ними грузовых и иных операций;

• получать от государственных органов, организаиийЯ
физическихлиц информацию, необходимую для выпоД
нения своих функций, в соответствии с федеральным за
коном и др.

Согласно ст. 20 Закона о таможенном регулировании с ис\ пользованием водных и воздушных судов таможенные органЯ вправе:

• при обнаружении признаков того, что на транспортном
средстве незаконно перемешаются товары, подлежащий
таможенному контролю, останавливатьтакое транспорЛ
ное средство и проводить его таможенный досмотр;

• задерживать находящихся на транспортном средстве лииЯ
подозреваемых в совершении преступлений, осушестЛ
лять неотложные следственные действия, производств
дознания по которым отнесено уголовно-процессуаль!
ным законодательством РФ к ведению таможенных он
ганов, если иное не предусмотрено международными до!
говорами РФ;

• преследовать и задерживать за пределами территориалм
ного моря Российской Федерации водные суда, убывш™
с территории Российской Федерации без разрешения тД
моженных органов;

• при обнаружении признаков административного правой
нарушения в области таможенного дела (нарушения таИ
моженных правил)-задерживать транспортные средстве
для их изъятия или ареста в соответствии с законодатель-!
ством РФ об административных правонарушениях;

• в случаях, предусмотренных ТКТС, осуществлять сопро
вождение транспортных средств, в том числе с размеще
нием на них должностных лиц таможенных органов.

Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов предоставляется право:

• безвозмездного использования водного и воздушного про
странства Российской Федерации, акватории морских и
речных портов, а также аэропортов, аэродромов (посадоч
ных площадок) на территории Российской Федерации не
зависимо от их принадлежности и предназначения;

• безвозмездного пользования преимущественным правом
входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном
с уполномоченными федеральными органами исполни
тельной власти;

• безвозмездного получения навигационной, гидрометео
рологической, гидрографической и иной информации;

• безвозмездного обеспечения полетов и судовождения.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном Законом о таможенном регулировании.

Физическая сила применяется:

J для пресечения правонарушения;

■S задержания правонарушителей;

S преодоления противодействия законным требованиям

должностных лиц таможенных органов; ^ воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, находящимся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль.

В соответствии со ст. 27 Закона о таможенном регулировании должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, втом числе боевые приемы рукопашного боя, но только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

^ отражения нападения на должностных лиц таможенных органов;

отражения нападения на здания, сооружения или трансЗ портные средства, принадлежащие таможенным оргя нам или используемые ими, на товары и транспортнц! средства, находящиеся под таможенным контролем,! также для освобождения указанных объектов в случаем захвата;

S задержания правонарушителей, их доставления вслужеб! ное помещение таможенного органа или органа внутрен! них дел, если эти правонарушители оказывают неповия новение либо сопротивление или могут причинить вре! окружающим или себе; S пресечения оказываемого должностному лицу таможен!

ного органа физического сопротивления; / остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенном органа остановиться в зоне таможенного контроля. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явньи ми признаками инвалидности и малолетних, за исключение^ случаев оказания ими вооруженного сопротивления, соверш ния группового или иного нападения, угрожающего жизн! здоровью людей, сохранности товаров и транспортных сред находящихся под таможенным контролем.

Должностные лица таможенных органов имеют право пользовать служебных собак в следующих случаях:

•S поиска и выявления наркотических средств, взрывчат веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, незако но ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых Российской Федерации и обладающих индивидуальн запахом, при проведении таможенного контроля;

•S поиска и выявления наркотических средств, взрывчат веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, ладающих индивидуальным запахом, при произволе следственных действий и проведении оперативно-р зыскных мероприятий;

•S производства одорологических экспертиз;

S поиска и обнаружения человека по его индивидуально

запаху;

*/ осуществления охраны объектов таможенной инф структуры.

Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству человека, выполнения действий, не соответствующих предназ-начению служебной собаки, а также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни либо здоровью.

Должностные лица таможенных органов при исполнении должности ых обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях.

/ отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергается непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами; >/ пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица; отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, воздушные, водные суда или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства, а также для освобождения указанных объектов, судов, товаров и транспортных средств в случае их вооруженного захвата;

задержания лиц (липа), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лииа), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

остановки автомобильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов; обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

S предупреждения о намерении применить оружие, под;

чи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие:

S в отношении женщин с видимыми признаками береме|

ности, лиц с явными признаками инвалидности и нес<

вершеннолетних, когда возраст очевиден или известе}

сотруднику таможенного органа, за исключением случ!

ев оказания ими вооруженного сопротивления, соверил

ния вооруженного или группового нападения, угрожа1

щего жизни людей;

S при значительном скоплении людей, когда от этого м<

гут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения оружия должностное лицо.. моженного органа обязано незамедлительно в письменной фор ме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 ч с момента применения opl жия. Должностное лицо таможенных органов имеет право прЛ вести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обГ становке могут возникнуть основания для его применения.

Применению физической силы, специальных средств и ору-1 жия должны предшествовать ясно выраженное предупрежде! ние о намерении их применить и — в случае применения ор» жия — предупредительные выстрелы.

При этом должностные лица таможенных органов обязаны!

• предоставить достаточно времени для выполнения своия
законных требований, за исключением тех случаев, кош
да промедление в применении физической силы, спещЯ
альных средств и оружия создает непосредственную опа<Я
ность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкий
последствия, при внезапном или вооруженном нападея
нии, нападении с использованием боевой техники, судов
и транспортных средств или при иных обстоятельствам
когда предупреждение в создавшейся обстановке являеЯ
ся неуместным или невозможным;

• обеспечить лицам, получившим телесные повреждения,!
оказание первой помощи и немедленно уведомить о npofl
исшедшем начальника таможенного органа, который соя
обтает об этом прокурору не позднее 24 ч с момента про*
исшествия.

При применении физической силы, специальных средств и орУ*1^ в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ушерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3.3. Таможенные органы Таможенного союза

Таможенные органы — этотаможенныеорганы государств — членов Таможенного союза.

Согласно ст. 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач:

• содействие реализации единой торговой политики Тамо
женного союза;

• обеспечение исполнения таможенного законодательст
ва Таможенного союза и иного законодательства госу
дарств — членов Таможенного союза;

• таможенный контроль, означающий совокупность мер,
осуществляемых таможенными органами, в том числе с
использованием системы управления рисками, в целях
обеспечения соблюдения таможенного законодательст
ва Таможенного союза и законодательства государств —
членов Таможенного союза;

• совершение таможенных операций и проведение тамо
женного контроля, в том числе в рамках оказания вза
имной административной помощи. Под таможенными
операциями
следует понимать действия, совершаемые ли
цами и таможенными органами в целях обеспечения со
блюдения таможенного законодательства Таможенного
союза;

• взимание таможенных платежей, а также специальных,
антидемпинговых и компенсационных пошлин, конт
роль правильности их исчисления и своевременности

уплаты, принятие мер по их принудительному взыска! нию в пределах своей компетенции. Таможенная пошлщ на— обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через тамо* женную границу;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования и запретов щ
ограничений в отношении товаров, перемещаемых чере;$
таможенную границу. Под запретами и ограничениями
понимается комплекс мер, применяемых в отношений
товаров, перемещаемых через таможенную граншш
включающий меры нетарифного регулирования, мерьм
затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимы!
исходя из национальных интересов, особые виды запре!
тов и ограничений внешней торговли товарами, мерь!
экспортного контроля, втом числе в отношении продук!
ции военного назначения, технического регулирования!
а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные!
карантинные, фитосанитарные и радиационные треба!
вания, которые установлены международными договора-1
ми государств — членов Таможенного союза, решениями
Комиссии Таможенного союза и нормативными право!
выми актами государств — членов Таможенного союза;!

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения!
прав и законных интересов лиц в области таможенной!
регулирования и создание условий для ускорения това!
рооборота через таможеннуютраницу;

• обеспечение в пределах своей компетенции мер по защиты
национальной безопасности государств — членов ТамоИ
женного союза, жизни и здоровья человека, животногИ
и растительного мира, окружающей среды, а также в со-1
ответствии с международным договором государств Ш
членов Таможенного союза, мер по противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступИ
ным путем, и финансированию терроризма при осуше!
ствлении контроля за перемещением через таможенную
границу валюты государств — членов Таможенного союза!
ценных бумаг, валютных ценностей, дорожных чеков; j

• выявление, предупреждение и пресечение администря
тивных правонарушений и преступлений в соответствий

с законодательством государств — членов Таможен:о союза. Статья 7 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы государств — членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств—-членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. Таможенные органы государств — членов Таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, произ -водство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Таможенные органы государств — членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Под административными правонарушениями и преступлениями следует понимать административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;

• обеспечение защиты прав интеллектуальной собственно
сти на таможенной территории Таможенного союза в пре
делах своей компетенции;

• ведение таможенной статистики и др.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств — ч Таможенного союза.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

4.1. Право и порядок обжалования решений,

действий (бездействия) таможенных органов

и их должностных лиц

Статья 9 ТК ТС устанавливает право любого лица обжаловать решения, действия (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государств — членов Таможенного союза. Похожее положение содержится и в ст. 36 Закона о таможенном регулировании: «Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен».

Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела определен гл. 3 Закона о таможенном регулировании.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы:

^ в таможенные органы;

^ суд общей юрисдикции;

^ арбитражный суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или в ар-] битражный суд.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного! органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба может быть подана как непосред-^ ственно в вышестоящий таможенный орган, так и через тамо^< женный орган, решение, действие (бездействие) которого или] должностного лица которого обжалуется. Жалоба на решение,] действие (бездействие) ФТС РФ подается непосредственно в ФТС РФ.

Согласно ст. 39 Закона о таможенном регулировании орга-1 низаиии могут участвовать в обжаловании решений, действий] (бездействия) таможенного органа или его должностного лица] через свои органы, действующие в соответствии с гражданским 1 законодательством РФ. Если же организация ликвидируется;! то от ее имени выступает уполномоченный представительлик- I видационной комиссии.

В зашиту прав и законных интересов недееспособных или! не полностью дееспособных граждан при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его дол- | жностного лица выступают их законные представители — дители, усыновители, опекуны или попечители.

Представителями граждан, в том числе индивидуальны* предпринимателей, и организаций при обжаловании решений,! действий (бездействия) таможенного органа или его должности лица могут выступать адвокаты и иные оказывающие дическую помощь лица.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного! органа или его должностного лица может быть подана в течеЛ ние трех месяцев:

• со дня, когда лицу стало известно или должно было стать!
известно о нарушении его прав, свобод или законных!
интересов, создании препятствий к их реализации либо]
о незаконном возложении на него какой-либо обязан-;]
ности;

• со дня истечения срока для принятия таможенным орга-1
ном или его должностным лицом решения или соверше-Ц
ния действия, установленного актом таможенного закочГ
нодательства Таможенного союза, актом законодательств

ва РФ о таможенном деле либо иным правовым актом РФ в области таможенного дела.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, восстанавливается таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: