Команда

Мы знаем, что собака лучше понимает интонацию голоса, чем слова, и очень хорошо усваивает значение жестов. Кроме того, принято постоянно свистеть для передачи приказаний на расстоянии. Поэтому надо, по возможности, меньше говорить слова, избегать разговоров, которые могут создать только замешательство у молодых собак, и говорить только для того, чтобы сказать что-нибудь понятное.

Для военных собак, которые переходят из одних рук в другие, те несколько слов, которые должна знать собака, не должны быть разные у разных дрессировщиков.

Чтобы возвратить собаку, немцы командуют «Zurück», англичане «Hals», французы «Derriéré», русские «Назад». Все эти слова одинаково хороши, но было бы совсем плохо говорить собаке то «Zurück», то «Hals», то «Derriéré», то «Назад».

Небольшой устав командных слов был бы необходим для того, чтобы все употребляли одни и те же слова, те же свистки и те же жесты, чтобы получить от военной или полицейской собаки то, что желательно. Я сообщу те обозначения, которые употребляются по большей части в Англии и Бельгии для полицейских собак. Однако ничто не мешает заменять эти слова обозначениями им аналогичными.

Опыт показал, что приказания даются в таких разнообразных случаях, что необходимо для одной и той же команды не только слова, но также знаки и свистки. Например, на дистанции 200 метров собаку укладывают резким свистком, на 50 метров поднимают правую руку, а когда она рядом – говорят только: «Шть». Хорошо дрессированная охотничья собака ляжет всякий раз, когда она увидит другую собаку, делающую стойку, когда летит стая дичи, когда раздастся выстрел, когда она видит бегущим своего хозяина. Существует целая серия знаков, криков, движений, которые дают понять полицейской собаке, что она должна исчезнуть, лечь и молчать, и которые все собаки field trials отлично понимают.

Вот маленький проект устава:

Щелканье языком. Слово нет (non). Продолжительный свист. Двойной короткий свист. Поднятая правая рука. Удар кнутом перед собакой. Должно обозначать неодобрение. Все эти обозначения должны дать понять собаке, что она должна удержаться от чего-нибудь, что вы находите плохим, что вы запрещаете. Продолжительный свист и поднятая правая рука должны обозначать, как мы увидим впоследствии, что собака должна лечь, и двойной короткий свист – должна возвратиться. Посмотрим применение этих многочисленных указаний в различных случаях.

Если собака около вас делает что-нибудь недозволенное, например, роется в отбросах, щелканья языком будет достаточно, когда она дрессирована, чтобы она перестала. Если она не слушает, слово «нет», оттененное сильным ударом кнута перед нею, приведет животное к порядку.

Если же собака находится на расстоянии 100 или 150 метров и позволяет себе шалить (преследует кошку, курицу, другую собаку), тогда, конечно, щелканье языком и крики «нет», будут недействительны.

Тогда ей приказывают ///----/////-/// к собаке, и вообще всякий раз, когда она шалит, ее бранят единственно словом – нет, чтобы показать ей, что она плохо поступает.

Слово «ля-ля», повторяемое с ласками, есть знак, который покажет собаке, что она поступила хорошо и что ею довольны.

Вышеуказанными обозначениями, которые собака должна узнать прежде всего и хорошо понимать, легко будет дать собаке понятие о хорошем и дурном, о добре и зле.


Кроме того слово «шть» необходимо, чтобы сторожевая собака, находясь в засаде, не шевелилась, потому что в засаде кричать или свистеть не придется.

       
 
 
   


Слово: «гау! гау!» (bow, bow) и широкий жест рукой перед собакой справа налево и наоборот.

Этим словом, которое собаки понимают очень хорошо и легко, потому что оно походит на лай ищейки, которая напала на след, вы будете подгонять собаку в поисках ее или направлять ее последними жестами. Вооруженный этими 7 сигналами или командами дрессировщик может вести обучение в полной уверенности в успехе и наверное пополнит этот словарь 3-мя или 4-мя словами, что даст в общем с дюжину командных слов.

Как видим, для человека нет ничего сложного – надо и собаку поставить в такие условия, чтобы она привыкла сознавать, что для нее ничего невозможного нет.

Не забудем в особенности, что свист, смотря по его характеру, обозначает три действия совершенно различные.

Поэтому для дрессировщика важно не ошибаться в свистках, так как малейшая ошибка смутит и собьет собаку с толку и может послужить причиной большого запоздания в ее воспитании.

Так повторим:

Короткий свист – подымет и заставит собаку идти.

Длинный свист – пригвоздит моментально ее на месте и заставит лечь.

Два коротких свистка – возвратит собаку на место.

Пример. Чтобы заставить уйти собаку, которая идет у ноги, свистят коротко; когда собака отбежала на расстояние – 200-300 метров, ее заставят длинным свистком лечь. Потом ее поднимут и заставят идти коротким свистком и, наконец, 2-мя короткими свистками – возвратят ее к ноге дрессировщика или проводника.

«Взятие в руки».

Собака называется тогда «в руках», когда она понимает своего хозяина, когда она убеждена, что слушаться - это единственно, что она может делать и когда она слушается с удовольствием. Какова бы ни была цель, преследуемая дрессировкой, прежде чем ее начать, надо, чтобы собака была к ней приготовлена. Коснется ли это сторожевой, защитной, упряжной, цирковой собаки, охотничьей или пастушьей – надо начинать с того, чтобы взять своего ученика хорошенько в руки. Общая ошибка – это попытка дрессировать собак, которые недостаточно к этому подготовлены. Мы уже знаем некоторые средства быть понятым собакой и общие основы дрессировки, перейдем теперь к методу «взятие в руки».

Чтобы собака была подготовлена к прохождению курса дрессировки, необходимо прежде всего:

1) Чтобы она понимала слово «нет» (non), и слушалась, когда ей что-нибудь запрещают.

2) Чтобы она возвращалась назад немедленно, по первому призыву.

3) Чтобы она ложилась моментально, по первому знаку.

4) Чтобы оставалась у ноги по команде и

5) Чтобы оставляла место и уходила прочь – только по приказанию.

Это //--//-// программа, а между тем здесь нет пока ничего имеющего прямо служебный характер – т.е. никаких действий для защитных или сторожевых целей.

Но так как эта приспособленность есть база дрессировки – следует обязательно объяснить, как ее достичь. Дело в том, что одни основные, неизменные правила управляют всей дрессировкой и ///----///--//-- свою собаку в руки, получить затем от нее все, что он пожелает, и направить без затруднения воспитание своего //-- в каком угодно направлении. При объяснениях этих подготовительных приемов мы имеем в виду дрессировку 3 или 5 щенят //--///-/ месяцев от роду. Если приходится иметь дело с более взрослой собакой или даже старой, система та же и результаты будут такие же, надо только приложить немного больше терпения и труда.

Слово «нет» (non) запрещение трогать. Пользуются всяким обстоятельством, когда находятся далеко, чтобы крикнуть «нет»! Как только одна из собак делает что-нибудь плохо, например, выходит из собачника, входит в комнату, дерется с другой собакой и т.п. //--//-рано понятое собакой «нет» сопровождается немедленным ударом с прикосновением кончика кнута. Никогда не следует говорить «нет» собаке, если не в состоянии подтвердить это запрещение //--//- ударом кнута. Здесь дело не в том, чтобы бить собаку, но чтобы дать хорошо понять, что такое кнут и дать //-///--// собаке необходимость слушаться. Достаточно, чтобы значение удара один раз было понято четырьмя или пятью щенятами, и тогда //---////-/- довольствоваться только ударять кнутом по земле перед собакой. Очень скоро щенята будут знать слово «нет». Тогда надо произносить это слово менее повелительно, сопровождая его щелканьем языка, и воздействие уже одного этого щелканья будет достаточно для //--//-/. С собаками, слушающимися немедленно слова «нет» или щелканья языка можно уже рискнуть выйти и сделать несколько запрещений на маленьком расстоянии. Когда эти запрещения будут исполняемы без окрика, увеличивают расстояние, заботясь о том, чтобы устранять //--//-/ непослушание. Если щенок имеет намерение шалить, когда не под кнутом, ему не говорят ничего, а привязывают дрессировочную веревку и ждут следующего непослушания, заботясь о том, чтобы держаться на расстоянии другого конца веревки. И как только продолжено непослушание, несмотря на запрещение «нет» - быстро возвращают собаку к себе, трясут ее и бранят, щелкая вокруг нее //--//-/ ударами кнута по земле.

Такой урок послужит не только ей, но даже и другим, которые увидят эту экзекуцию и не отдадут себе отчета падает ли кнут на собаку или около. Надо быть сдержанным и молчаливым при этих приемах запрещения, в особенности в первый раз. Одно или три запрещения на воздухе достаточны и произведут больше действия, чем частые повторения. Наконец, надо иметь достаточно хладнокровия, чтобы позволить совершить все проделки, если не в состоянии заставить немедленно прекратить непослушание. Первые такие уроки должны происходить в собачнике, на дворе, а зимою в комнатах. Если дело касается взрослой иностранной собаки, полученной для дрессировки, поступают совершенно так же. Только прежде, чем выпустить незнакомую собаку, надо около 2-х недель, чтобы приучить ее к собачнику, познакомиться с ней и во время 2-х недель ей внушать понятие «о добре и зле», следуя с известной обдуманностью выше указанной последовательности.

Необходимо иметь в виду, что главный талант дрессировщика заключается в умении распознавать все особенности, все свойства своего ученика, и затем использовать эти качества наиболее целесообразным путем. Природные качества, без которых нельзя достичь хороших результатов дрессировки – это смышленость (интеллигентность), преданность, послушание и чутье. Если эти качества есть от природы, то они проявляются уже у 3-4-месячных щенков. Прирожденную интеллигентность и преданность – не трудно заметить и у щенков этого возраста. Чутье, правда, проявляется значительно позже, но из числа щенков некоторые сразу выдаются своим «нюхом» и их можно распознать, наблюдая, как они относятся к спрятанному где-либо поблизости мясу и т.п. Исполнительность, безусловное послушание, доведенное до исполнения всяких команд «без рассуждений» с полным самозабвением, словом, тот «кураж», который так необходим для защитной собаки, бросающейся на врага, несмотря на выстрелы и побои, проявляется еще позднее и собаки атакуют вполне основательно не ранее 2 лет, а суки очень часто приобретают злобность только после первого помета щенят.

Приступая к воспитанию и дрессировке признанного вами достойным щенка, нужно, прежде всего, отнюдь не дозволять ему не только играть, но вообще иметь какое либо общение с детьми. Щенков не трудно быстро приручить к себе, но с более взрослыми из них необходимо терпеливо поработать, дабы достигнуть полной доверчивости ученика своему учителю, переходящей затем в привязанность и безотчетную преданность. Эта привязанность к хозяину и отсутствие боязливости достигаются простым общеизвестным способом. Необходимо лично кормить собаку, самому ее выводить и не допускать никогда, чтобы кто-либо чужой ласкал.

Награда, сначала в виде маленьких лакомств, а затем как выше было сказано – в привычных собаке //--//-//-// ласковых словах (ля-ля) – должна следовать немедленно после удачного исполнения каждой задачи, а иногда и в начале ее.

Точно так же и наказание должно быть налагаемо без всякого промедления, моментально, как только вы заметили малейший проступок вашего пса, и мера этого наказания должна быть всегда строго пропорциональна тяжести провинности.

Ни в каком случае не давать собаке заметить, что вы теряете хладнокровие, терпение и не отступать от раз предъявленного к собаке требования.

Быть щедрым на поощрения и сдержанным при наказании: мягкость в обращении даст всегда лучшие результаты, чем суровость или жестокость, однако, малейшее непослушание не должно быть оставлено без решительных мер наказания.

Наказывать только за действительное непослушание, но отнюдь не за плохое исполнение, ворчливость, вялость или ленивость. Забитая без толку собака становится пугливой и дрессировка ее почти бесполезна. С другой стороны, раз хозяин теряет свой авторитет – собака становится независимой и послушания у нее не будет. Необходимо уметь предупреждать возможность невольных ошибок или проступков собаки, умело направляя или отвлекая ее внимание.

Словом, каждый урок должен быть скорее серьезной игрой, чем тягостным принуждением.

Не переходить к следующему упражнению, не усвоив предыдущего, а во время урока – беспрерывно следить за собакой и моментально принимать меры по поводу каждого ее нежелательного движения.

Никогда не заканчивать урока в момент проявленного собакой непослушания, но напротив, продолжать занятие, раз только она возобновляет свои проделки.

Если же сам дрессировщик начинает терять терпение, то прекратить новые упражнения, закончить урок какой-либо уже хорошо известной собаке работой, дабы оставить ей все-таки воспоминание о заслуженной награде по окончании урока.

Всякого рода команды, будь то свист, жесты или отдельные слова, должны быть подаваемы энергично, ясно и отрывисто, вполне по-военному.

Громкие или тихие слова, свист или жесты рукой – делать как можно отчетливее, а вместе с тем решительным тоном или с видом, не допускающим ни малейшего ослушания или невнимания.

Первый же звук команды или взмах руки должен мгновенно приковывать к себе внимание собаки.

Обращаем на это особое внимание наших русских дрессировщиков, большинство которых даже при большом знании дела и хорошей ///---//// собак на всероссийском испытании 19 октября 1908 г. все отличились некоторой вялостью и отсутствием достаточной энергии в командах и сигналах, отчего работа этих собак нередко много проигрывала.

Сокращать урок, когда дрессировщик проявляет нетерпение. Заканчивать его всегда каким-либо знакомым упражнением, чтобы в собаке запечатлелось воспоминание награды.

Когда упражнение трудно, следует награждать собаку при первом удачном исполнении и, если дрессировка только что началась, сейчас же прекращать урок.

Приказание должно быть всегда энергично и не давать предлога к путанице. Если собака не идет на призыв, никогда не следует идти к ней, а терпеливо заставить ее подойти.

Продолжительность урока. Указать заранее продолжительность урока трудно. В начале достаточно и нескольких минут, а потом на него потребуется от четверти часа до получаса.

Где давать урок. Сначала урок следует давать в каком-нибудь закрытом месте: в комнате, на дворе, в саду, для того, чтобы собака не могла проявлять ослушания, прячась от дрессировщика. Когда собака хорошо усвоила урок, его надо повторить на открытом воздухе, сначала на длинном ремне (своре), а затем на свободе, выбирая преимущественно пустынные места.

Пригодный для дрессировки возраст. С самого юного возраста собаку следует непрестанно обучать послушанию, уроки можно начинать с двух или трехмесячного возраста, сообразно с развитием собак и состоянием их здоровья.

Более сложные уроки могут быть плодотворны с 6 или 8-месячного возраста. Наконец, когда собака достигнет того возраста, когда она перестанет шалить, дрессировка ее может завершиться.

Награды. В самом начале обучения наградой всегда должно служить что-либо лакомое и щедрость в этом направлении полезна. Впоследствии ласка должна перемежаться с лакомством и к концу дрессировки ласка почти совсем заменит лакомство.

Собака также чрезвычайно чувствительна к слову и прекрасно умеет отличать по интонации похвалу от порицания. Давать лапу – для нее знак дружбы. Очень хорошей наградой служит самая обильная еда после окончания урока.

Наказания. Таковых существует довольно много, и первым из них послужит выговор, произнесенный повышенным голосом, интонация выговора гораздо действеннее, нежели самое слово упрека, которое можно варьировать по желанию. Собака это наказание отлично поймет и будет вообще к нему очень чувствительна.

Лишение ласки и лакомств.

Привязывание на короткий ремень.

Привязывание собаки так, чтобы она не могла лечь.

Дергание за ошейник во время урока.

Смирительный ошейник.

Заставить собаку лечь и подползти к дрессировщику.

Наконец, самое большое наказание, неизменно оказывающее свое действие, это лишение еды, которое должно следовать за крупным упреком, сделанным в минуту провинности. Чашка с едой дается в обеденный час и сейчас же отнимается, причем собаке повторяется уже выслушанный ею упрек.

Пригрозить кнутом, не нанося удара, но при этом бранить собаку.

Наконец, высечь собаку кнутом, но никак не ремнем. Прибегать к этому хорошо лишь в крайнем случае, если собака упорно не повинуется.

Когда наказание было строго, его можно уменьшить, попросив у собаки, в знак забвения, лапу после того, как ее наказали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: