double arrow

ГЛАВА 1.

СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Социология как наука и ее место в структуре научного знания

Социология — относительно молодая наука. Впервые сло­во "социология" было применено в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его произведении "Курс позитивной философии", первый том которого вышел в 1830 г., а заключительный, шестой том в 1942 г. Но, с одной стороны, вопросы, интересовавшие О. Конта, рассматривались в науке и ранее. Так, истоки этого интереса можно проследить еще в ан­тичной философии, в произведениях Платона и Аристотеля. С другой стороны, нельзя полагать, что новая наука об обществе возникла сразу же, как только было провозглашено ее новое на­звание. Еще и в конце XIX в. и даже в начале XX в. многие ис­следователи отмечали факт ее становления. Поэтому социология имеет три даты своего рождения: во-первых, она зарождается в недрах философского знания и имеет возраст, сопоставимый с самой философией; во-вторых, она конституируется как само­стоятельная теоретическая наука об обществе, начиная с трудов О. Конта и Г. Спенсера, которые творили в начале XIX в.; в-третьих, она имеет еще одну дату своего рождения, конституи-руясь как эмпирическая прикладная наука, что происходит в начале XX века.

Накопление теоретического материала и необходимость его теоретического обоснования привели к тому, что в социологии сформировался еще один слой теоретического знания, назван­ный "средним", который оказался нацеленным не на изучение общества в целом, а на его отдельные структурные единицы (экономику, политику, семью, религию и т.д.).

Таким образом, социальная философия, теоретическая со­циология, прикладная социология и социологические теории среднего уровня (в настоящее время их можно было бы отнести


к разряду отраслевой социологии), характеризуя структуру со­циологической мысли, одновременно выражают и основные эта­пы ее становления. Графически их можно выразить следующим образом (см. рис. 1.):

социальная философия
  теоретическая социология
    эмпирическая (прикладная) социология
      социологические теории среднего уровня (отраслевая социология)
т т т т

IV в. до н.э. Начало Начало Середина XX в. Современность XIX в. XX в.

Рис. 1. Этапы развития социологического знания.

Как мы видим, социология складывается из качественно различных по своему теоретическому статусу образований, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. Тем не менее, сущест­вует необходимость и в интегральном понятии "социология", когда решается ряд общих методологических проблем.

Вопрос о том, что такое социология, тесно связан с во­
просом о том, какое место она занимает в системе научного
знания. Это объясняется тем, что социология, с одной стороны,
тесно связана с философией, которая тоже исследует общие за­
коны функционирования и развития общества, и тем самым вы­
ступает в качестве методологической основы социологии; а с
другой стороны, есть целый ряд других общественных наук,
предметом изучения которых также выступает общество. К таким
наукам относятся: история, этнография, демография, социальная
психология, социальная статистика, политология, культуроло­
гия, экономика и т.д., поэтому возникает вопрос об уточнении
предметных областей этих наук.,.„,..,


Соотношение философии и социологии. Известно, что фи­лософия включает в себя три основные раздела: онтологию, гно­сеологию и социальную философию. В рамках последней и изу­чаются общие вопросы социального бытия, т.е. выясняется во­прос о том, что такое общество, из каких макроэлементов оно складывается, как функционирует и развивается; какова роль че­ловека (личности) в этом развитии. Социальная философия вы­ступает, таким образом, в качестве наиболее общей системы тео­ретического знания об обществе и тем самым предстает в каче­стве методологической основы теоретической социологии. Так как социальная философия "обслуживает" не только социоло­гию, но и другие общественные науки, то объемы понятий "социальная философия" и "социология" не перекрывают друг друга, а лишь частично совпадают. Схематично это можно выра­зить так, как показано на рис. 2.

В этой схеме «Ф» - обозначает философию, «О» - онтологию, «Г» - гносеологию, «СФ» - социальную философию, «С» - социологию. Рис. 2.Соотношение философии и социологии

Таким образом, фи­лософия и социология дос­таточно глубоко проника­ют друг в друга. Особенно в той части философского знания, которое называет­ся социальной философи­ей, социологический ас­пект которой достаточно очевиден. Видимо, этой связью и объясняется дос­таточно часто встречаю­щееся в научной литерату­ре утверждение о социо­логии Платона и Аристо­теля, Гоббса и Монтескье, Маркса и Энгельса, хотя таковыми они себя не счи­тали, предпочитая иные обозначения своей науч­ной деятельности.

Соотношение социологии и истории. Общество является предметом изучения не только социологии, но и истории. И та, и другая науки изучают общество как в общем плане его бытия, так и в частных проявлениях этого бытия. В первом случае речь идет о всеобщей (всемирной) истории или общей теоретической


социологии, во втором — о частных проявлениях этих наук. На­пример, об истории техники или социологии отдельного произ­водственного коллектива.

Нет этого различия и тогда, когда мы сравниваем такие аспекты общественного бытия, как функционирование и разви­тие общества. Ибо и история, и социология со своих позиций изучают оба эти аспекты. Нельзя сказать, что история изучает только развитие, а социология только функционирование, т.к. эти два аспекта невозможно оторвать друг от друга и рассматри­вать изолированно. Поэтому и с этой точки зрения нет особой разницы между историей и социологией. Естественно, возника­ет вопрос, в чем же тогда она состоит.

Эта разница начинает проясняться тогда, когда мы срав­ниваем два временных состояния общественного бытия — про­шлое и настоящее. История, изучая общество, акцентирует вни­мание на изучении прошлого (в рамках которого изучается строе­ние, функционирование и развитие общества), социология же обращена к живому, ныне существующему обществу, непосред­ственно изучая все аспекты его бытия. Ясно, что в этом разде­лении познавательных функций история и социология не только отличаются друг от друга, но и в значительной степени допол­няют друг друга. Следует иметь в виду тот факт, что социальная фи­лософия является теоретической и методологической основой не толь­ко социологии, но и истории (тем, кстати, и отличается социальная фи­лософия от теоретической социоло­гии). Схематично соотношение ме­жду этими тремя отраслями знания можно выразить так, как показано на рис. 3.

Здесь "И" - обозначает историю. Рис. 3. Место социологии в структуре научного знания.

Таким образом, социальная философия, история и социология, изучая общество, в значительной степени дополняют друг друга. Кро­ме того, необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что история непосредственно входит в структу­ру философии и любой другой науки в качестве ее историче­ского компонента соответствующего знания. Например, история



философии, история социологии, история истории и т.д. Таким образом, связь истории и социологии приобретает достаточно сложный характер. Эта связь имеет как онтологический, так и гносеологический смысл.

Социология и другие науки об обществе (демография, эт­нография, социальная психология, социальная статистика и т.д.). Отмеченными выше науками не исчерпывается круг обществен­ных дисциплин. Общество представляет собой чрезвычайно слож­ный и многоликий объект исследования. Каждый из аспектов этого объекта может стать предметом специального изучения, определяя предмет самостоятельной науки. Так, проблемы на­родонаселения изучаются демографией, этнические особенности народонаселения изучаются этнографией и этнологией, коллек­тивно-психические явления изучаются социальной психологией, количественные проявления социальных объектов изучаются со­циальной статистикой и т.д. Имея свое собственное самоценное значение, данные этих наук используются как вспомогательные в рамках социологического или исторического исследования, что, разумеется, нисколько не снижает их самостоятельного значе­ния, тем более, что и социологические данные приобретают характер вспомогательных в других общественных науках, на­пример, в таких, как политология, культурология, экономика и т.д. В целом, определяя место социологии в структуре научного знания, его можно проиллюстрировать следующей схемой (см. рис. 4):

    Философия    
         
         
История общества   Социология   История знания
         
         
    Другие общественные науки    

Рис. 4. Место социологии в структуре научного знания.


1.2. Структура социологического знания.

Эмпирическое и теоретическое

в социологическом познании

Стремясь ответить на вопрос, что такое социология и ка­ков предмет ее исследования, необходимо разобраться в собст­венной структуре социологического знания. В настоящее время более или менее ясно, что социология — это не однородное на­учное образование, а сложное сочетание различных познаватель­ных единиц, имеющих и общие, и отличительные признаки. Эти признаки определяются предметной, методологической и целе­вой основой познавательной деятельности. Иначе говоря, тот или иной вид социологического познания определяется тем, что изучается, как изучается и для чего изучается. Ясно, что изуче­ние общих закономерностей общественного развития и изучение морально-психологического климата в отдельно взятом произ­водственном коллективе не могут не отличаться по трем выше указанным параметрам, хотя и то, и другое относится к области социологического исследования.

Первое, с чего начинается определение социологии как науки — это изучение общества в целом. Сколько бы ни трети­ровалась эта формулировка за ее абстрактность и схематизм, на­учная мысль не может обойтись без общего теоретического (фи­лософского) видения изучаемого предмета. И неудивительно, что каждое поколение исследователей стремится выработать та­кое общее видение общества (мифология, теология, философия, наука — всего лишь разные ипостаси такого видения). При этом каждое новое поколение исследователей, вырабатывая свою соб­ственную картину социальной реальности, стремится преодолеть груз устаревших идей, для чего используются аргументы-упреки в язычестве, мистицизме, провиденционализме, схоластике, умо­зрительности и т.д., и провозглашаются новые критерии истин­ного осмысления природы общества. Такой механизм отрицания старого знания и обоснования нового можно найти в любой фи­лософской системе от ее истоков вплоть до наших дней. Однако новое поколение исследователей, отрицая старую философскую картину социума, не может обойтись без самого философского (а это значит, без теоретического, абстрактного, умозрительного и т.д.) знания этого объекта. Эта невозможность вырваться за пре­делы философского знания при осмыслении природы общества


отчетливо прослеживается в творчестве О. Конта, Г. Спенсера, В. Парето, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля и мн. др., хотя все они апеллировали к научным критериям социального по­знания, создав, тем не менее, лишь новый вариант социальной философии.

Таким образом, социология начинается с теоретического (а это значит, с общего, абстрактного) осмысления общества как такового. Высшим уровнем теоретического осмысления общест­ва является философия, точнее, социальная философия. Послед­няя и выступает в качестве высшего проявления социально-тео­ретического знания, в рамках которого задается общая картина социального бытия с описанием структуры общества и общих законов его развития и функционирования.

Социальная философия тем самым входит в структуру тео­ретической социологии, правда, не сливаясь с ней полностью, т.к. одновременно она является теоретической основой и других общественных наук: история, экономика, политология, культу­рология, социальная психология и т.д.

Со своей стороны, теоретическая социология не поглоща­ется полностью социальной философией, т.к. имеет и свои спе­цифические задачи. В частности, она занята разработкой кате­гориального аппарата социологии, анализом методологической базы этой науки, выяснением ее социальной значимости и т.д. Поэтому соотношение между этими отраслями знания можно представить в виде перекрещивающихся кругов (см. рис. 5).

Здесь «СФ» - обозначает социальную философию, «ТС» -теоретическую социологию. Рис. 5.Соотношение между социальной философией и теоретической социологией.

Однако на общем изуче­нии общества социология не останавливается. Эта наука стремится конкретизировать це­лостную картину общества че­рез анализ составляющих его частей (элементов, фрагмен­тов, подсистем и т.д.). Обще­ство, как сложная целостная структура, складывается из мно­жества отдельных систем и под­систем. К последним относятся предметы природной и соци­альной среды, материальной и духовной культуры, макро- и микрообразований вплоть до отдельно взятой семьи, группы или


личности. Все эти элементы могут стать предметом специаль­ного социологического изучения, составляя довольно обширный набор отраслевых социологии (социология труда, культуры, об­разования, семьи, спорта, медицины и т.д.). Иногда, эти кон­кретные проявления социологического знания определяются по­нятием теорий среднего уровня, иногда их относят к разряду самостоятельных дисциплин. Не вдаваясь в терминологическую дискуссию (кроме того, учитывая и тот факт, что отдельные дисциплины и в других областях научного знания также опреде­ляются через понятие "теория", например, "теория государства и права", "теория механизмов и машин"), будем именовать от­дельные отрасли социологического знания конкретно-социо­логической дисциплиной, а их совокупность отраслевой социо­логией.

Каждая такая дисциплина (например, социология семьи и брака или социология права) имеет свою собственную теорети­ческую и эмпирическую базу, свою собственную предметную область. Верхний уровень такого обобщения непосредственно смыкается с философским знанием (философия семьи, права, управления, культуры, образования и т.д.), а нижний представ­ляет конкретное обобщение специфического эмпирического ма­териала. Именно поэтому структура теоретического знания кон­кретно-социологической дисциплины представляет собой слож­ное переплетение философ­ских категорий, социологи­ческих теоретических конст­руктов и собственно теоре­тических обобщений средне­го уровня. Если для примера взять социологию семьи, то ее логическая структура может быть представлена схемой, как на рис. 6.

Здесь «СС» - обозначает социологию семьи.
Рис. 6.Соотношение социальной философии, теоретической социологиии социологии семьи.

Ясно, что на место со­циологии семьи может быть поставлена любая конкретно-социологическая дисциплина. Поэтому эту частную схему можно преобразовать в общий вид (см. рис. 7).


Здесь "ОС" обозначает отраслевую социологию. Рис. 7.Соотношение социальной философии, теоретической социологии и отраслевой социологии.

Эта схема, с одной сто­роны, помогает понять соот­ношение общей социологиче­ской теории с теориями так называемого среднего уровня, а с другой стороны, дает пред­ставление о сложной структур­ной организации самого социо­логического знания как в его теоретической, так и в эмпири­ческой частях, и указывает на тот факт, что вопрос о предме­те социологии оказывается не столь простым, как это может показаться на первый взгляд, ибо социология семьи, напри­мер (как и других социальных объектов), не представляет со­бой изучение общества в целом, а выражает интерес всего лишь к его отдельной части.

Этим, однако, не исчерпывается проблема сложной орга^ низации социологического знания. Дело в том, что наряду с общей и отраслевой социологией имеет место еще и блок при­кладной социологии, в рамках которого выделяются теоретиче­ский (или методологический) слой и направления чисто практи­ческого характера. Наличие последнего говорит о том, что наука выходит за рамки собственно научной деятельности и приобре­тает черты деятельности практической. В естествознании это можно показать на следующей цепочке научных дисциплин: общая физика, отраслевые разделы физики, инженерные науки, технологические науки, проектирование (изобретение), произ­водство; или — общая биология, отрасли биологического зна­ния, медицинские науки (если речь идет о биологии человека), медицинская практика; или общая психология, отраслевая пси­хология, медицинская психология и практическая психология. Производство, медицина, психологическая практика в собствен­ном смысле слова уже не являются разновидностями научного знания, хотя, разумеется, без него не могут существовать. Так же и социология. Она включает в себя как чисто познаватель­ную (результатом которой являются научные положения и от­крытия, оформленные в виде специальных научных трудов и


текстов), так и практическую деятельность. Здесь социолог вы­ступает в роли своеобразного социального врача (социального инженера, социального технолога и социального психолога), за­дачей которого является не "изготовление" научных текстов, а особая практика, связанная с социальной диагностикой и выра­боткой практических рекомендаций, которые могут быть исполь­зованы различными категориями работников. Именно поэтому в рамках прикладного социологического исследования особую зна­чимость приобретают так называемые оперативные исследования, нацеленные на изучение, главным образом, общественного мне­ния по тем или иным вопросам текущей жизни. Через изучение общественного мнения и осуществляется социальная диагно­стика, помогающая выработать те или иные практические ре­комендации.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что тер­мин "социология" представляет собой общее обозначение целого блока социологических дисциплин и уровней социологического исследования. Общую схему структурной организации социоло­гического знания можно представить следующим образом (см. рис. 8):

Макроуровень 1. Социальная философия Социология
2. Теоретическая социология
Мезоуровень 3. Конкретно-социологические дисциплины (отраслевая социология). Теории среднего уровня
Микроуровень 4. Прикладная социология (оперативные социологические исследования)

Рис. 8. С труктура социологического знания.

Первый и второй уровни, представляя собой теоретиче­ское знание, имеют и свою эмпирическую базу, в качестве ко­торой выступают данные других общественных и гуманитарных дисциплин. Третий уровень опирается на теоретические поло-


жения первых двух уровней и имеет свою собственную иерар­хию теоретических положений от чисто философских (например, философия истории, философия права, философия культуры, философия семейно-брачных отношений и т.д.) до обобщений собственного эмпирического материала. В рамках четвертого уровня все вышестоящие теоретические положения играют роль общих принципов и категорий познания, входя в структуру ин­терпретации понятий, в структуру объяснения и описания кон­кретного объекта исследования. Кроме этого, здесь имеется и собственная теоретическая составляющая, связанная с разработ­кой конкретных методик, техник и процедур исследования.

Таким образом, в каждом из уровней социологического познания имеется свое конкретное сочетание теоретических и эмпирических процедур исследования. Уяснив это сочетание, можно теперь подойти к определению предмета социологии.

1.3. Предмет и функции социологии

Обычно знакомство с любой наукой начинается с опреде­ления ее предмета. И социология в этом плане не является ис­ключением. Однако в социологии эта проблема чрезвычайно ус­ложнилась в силу ряда терминологических и методологических причин.

Ответ на вопрос о том, что изучает социология, опираю­щийся на этимологию слова (изучение общества), мало что дает для определения этой науки, ибо, во-первых, как было сказано, общество изучается не только социологией, но и другими обще­ственными науками, во-вторых, такое определение не позволяет выразить специфику конкретно-социологических дисциплин, изу­чающих не столько общество в целом, сколько различные про­явления социального бытия, и тем более не схватывает специ­фику прикладных социологических исследований, отличающихся чрезмерной пестротой. Неудивительно поэтому, что сколько су­ществовало теорий (от О. Конта до наших дней), столько суще­ствует и определений предмета социологии (а это значит, что и самой социологии).

Проблема усложняется еще и из-за чисто терминологиче­ской неясности, а именно из-за перекрещивания значений по­нятий "предмет" и "объект". Дело в том, что одни авторы ис­пользуют их как синонимы (так, когда Э. Дюркгейм говорит об


объекте социологического исследования, то ясно, что он имеет в виду предмет этой науки), другие же разводят эти понятия и по объему, и по содержанию. Различие по объему связано с тем, что объекту придается более широкое значение, а предмету более узкое, более конкретное. Например, производственный коллек­тив может рассматриваться как объект исследования, а текучесть кадров как предмет исследования. Получается как бы двойная рамка, конкретизирующая то, что подлежит изучению. В этом подходе и объект, и предмет обозначают саму реальность, к ко­торой обращено внимание исследователя.

В последнее время, однако, наметилась тенденция разве­дения этих понятий и по содержанию. В этом случае объект по­нимается как онтологическая категория (как нечто реально су­ществующее), а предмет — как гносеологическая категория (как нечто, зависящее от нашего сознания, от самих познавательных процедур).

Обратимся к примерам. Авторы одного из последних учеб­ных пособий по социологии пишут: "Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объектив­ного мира. Предмет науки есть это воспроизведение данной ре­альности на абстрактном уровне путем выявления наиболее зна­чимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности" [67, 82].

В следующем учебном пособии утверждается: "Объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реаль­ности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследо­вательских действий" [59, 5].

Наконец, авторы учебного пособия по социологии под ре­дакцией Э. Тадевосяна прямо утверждают, что "объект науки су­ществует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания" [65, 7]. Как будто производственный коллектив — это объективная реаль­ность, а текучесть кадров (которая и выступает в качестве пред­метной конкретизации объекта исследования) не существует вне сознания, т.е. вне самого этого исследования.

В подобном подходе нетрудно зафиксировать концептуаль­ный характер предмета исследования, что означает его полную зависимость от самой познавательной деятельности. Получается, что предмет исследования — это не исходный момент познания, а его заключительная фаза. Сначала должна возникнуть наука со


своим концептуальным аппаратом, а затем уже будет определен ее предмет. Телега тем самым становится впереди лошади. К тому же, учитывая постоянное развитие концептуального аппа­рата социологии, можно сказать, что и определение ее предмета приобретает неопределенный характер. С этой точки зрения пришлось бы признать, что ни одна наука не имеет четкого оп­ределения своего предмета. С другой стороны, представители многих конкретных наук должны были бы согласиться с тем, что они изучают не объективную действительность, а лишь ее словесную (понятийную, идеализированную) копию. Здесь про­исходит явная подмена предмета и знания о предмете, что лишь запутывает проблему и не позволяет дать четкое определение то­го, что изучают науки. Кроме того, следует помнить, что с фи­лософской точки зрения любой предмет познания (природный или социальный, материальный или духовный, статичный или динамичный, единичный или общий) обозначается одним поня­тием — "объект познания", поэтому "предмет" и "объект" — это действительно синонимы, обозначающие то, что изучается в самой действительности. Только "объект" — это философская категория, а "предмет" — это методологическая конкретизация этой категории. Поэтому и "объект", и "предмет" обозначают в объективном мире то, на что и направлена познавательная дея­тельность.

Кроме того, следует иметь в виду, что и "предмет", и "объект", имея объективное содержание, не исключают и мо­мента относительности познания, его исторической ограничен­ности, то есть того уровня понимания, который соответствует определенному уровню развития человеческого знания. Приро­да, мир, человек, общество — объективны и выступают (как в целом, так и в отдельных своих фрагментах) в качестве внешних по отношению к познающему субъекту предметов познания. Но понимание этих предметов различно в разные исторические эпохи. Можно говорить о мифологическом, теологическом, фи­лософском и научном представлении этих объектов, но сама их природа от этого не меняется. Поэтому, отвечая на вопрос, что изучает социология, мы будем пользоваться обычным понятием "предмет науки", не пренебрегая и понятием "объект" в качестве его синонима, а не противопоставляя их по принципу субъек­тивное — объективное, т.к. такое противопоставление может увести далеко в сторону от основного вопроса о том, что изучает социология.


Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить о сложной структурной организации социологического познания. Учитывая эту сложность, можно сказать, что вопрос о предмете социоло­гии в ее интегральной характеристике вообще лишается смысла, т.к. трудно в одном едином определении "схватить" всю слож­ность социального объекта и к тому же отразить все нюансы со­циологического знания. Очевидно, что для макроуровня это будет одно определение, а для микроуровня — другое. На макроуровне социология действительно изучает общие принципы строения, функционирования и развития общества через анализ взаимодей­ствия его макроструктур. Здесь, казалось бы, проблем не возника­ет. Трудности начинаются тогда, когда возникает необходимость определения предметной области отраслевой и прикладной со­циологии, так как здесь приходится сталкиваться с громадным множеством различных сторон и аспектов общественной жизни, подпадающих под компетенцию социологического исследования.

В отраслевой социологии чаще всего изучаются социальные институты, общности, социальные явления и процессы. И здесь ясно, что предметы, скажем, социологии семьи и социологии спорта существенно отличаются друг от друга, но они же должны иметь и нечто общее, что и относит их к разряду социологиче­ских исследований. То же самое можно сказать и о прикладной социологии, где изучается поведение отдельных личностей, групп и коллективов, отношения внутри них и между ними, контроль и самоконтроль, общественное мнение и многое другое. Естест­венно, возникает вопрос, что же выступает интегрирующим фак­тором, позволяющим всю эту пеструю гамму исследований свести к единому социологическому знаменателю? Многие исследова­тели стремились ответить на этот вопрос. Одни указывали на структуру и функцию изучаемых объектов, другие на действие и взаимодействие составляющих общество элементов, третьи счи­тали, что есть особые социальные факты, которые и должны стать материалом социологического изучения и т.д. В какой-то мере все эти теории схватывали истинные моменты предметной области социологического познания, однако каждый из авторов претендовал на уникальность своего предложения и тем самым как бы сужал проблему до одного признака. Но, так или иначе, стала выкристаллизовываться идея о том, что социология изуча­ет социальные отношения, или отношения человека к человеку, группе, обществу, то есть саму социальность, как особое прояв­ление человеческих отношений в различных социальных подсис­темах (группа, коллектив, толпа, масса, класс, этническая общ-


ность, семья, политика, экономика, культура, религия и т.д.). Эти отношения имеют объективную и субъективную форму своего проявления, они реализуются в общественных событиях, явле­ниях и процессах; могут быть изучены эмпирически (средствами прикладной социологии) и теоретически (приемами логического анализа). Именно наличие этих отношений и составляет специ­фику предмета социологического познания, выступает тем ин­тегрирующим фактором, который позволяет объединить множе­ство различных школ, направлений, течений, изучающих обще­ство, единым общим понятием "социология". Как экономика изучает экономические отношения (абстрагируясь при этом от человеческого фактора), политология — политические отношения, культурология — социокультурные отношения, психология — пси­хические явления и отношения, так и социология изучает свой тип отношений. Причем все эти типы отношений объективны и объективно определяют предмет своей науки, поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением тех исследователей, которые считают, что предмет исследования находится всецело в голове человека. При таком подходе предмет науки релятивизируется и в своей крайней форме мог бы привести к утверждению о том, что предметов науки столько, сколько исследователей. В сущно­сти, это представляет возрождение софистского тезиса о том, что сколько мнений, столько и истин.

Социальность проявляется в коллективном поведении и в коллективном (общественном) мнении. Именно на эти стороны человеческого бытия и направлено конкретно-социологическое исследование. Экономика, политика, право, производство, се­мейная жизнь, спорт, культура, искусство, наука, медицина, ре­лигия и т.д. — все проявления общественной жизни имеют свою социальную компоненту. Изучение этой компоненты и есть предмет социологического познания.

Таким образом, предметом социологического познания явля­ется изучение социальных явлений, процессов и отношений, прояв­ляющихся в коллективном поведении и общественном мнении. Это изучение предполагает получение фактического материала с по­мощью специальных методов, его обобщение, установление эм­пирических зависимостей и законов, на базе которых строится научный прогноз о социальных изменениях и процессах в рам­ках ближайшего будущего.

Функции социологии. Несмотря на сложный характер опре­деления предмета социологии, раскрытие ее задач и функций значительно упрощается, т.к. в этом плане социология мало чем

;


отличается от других общественных дисциплин. Основными функциями общественного знания являются: гносеологическая (познавательная), прогностическая, праксеологическая и идео­логическая.

Гносеологическая функция социологии реализуется в системе познавательных средств, с помощью которых осуществляется познание социальных отношений. В качестве таковых в социо­логии выступают общие и специальные теории, методы сбора первичной информации, логические и математические средства анализа этой информации, специфика формирования социоло­гических фактов и приемов их объяснения. Сюда же примыкает и критическая функция социологии, т.к. познание связано с кри­тическим осмыслением уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в его содержательном и методологиче­ском аспектах и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходит­ся без соответствующей оценки изучаемых объектов, явлений и процессов, поэтому познавательная функция дополняется еще и аксиологической (т.е. оценочной) функцией.

Прогностическая функция реализуется в выработке на базе полученного знания о тенденциях развития общества в целом или отдельных элементов культуры всевозможных сценариев бу­дущего состояния системы с предложением проектов социаль­ного развития.

Праксеологическая функция практическая реализация со­циологических рекомендаций. Чаще всего она связана с приклад­ной социологией, целью которой и является выработка практи­ческих рекомендаций. Эти рекомендации служат основой для принятия управленческих решений, поэтому она иногда обозна­чается в литературе как управленческая функция социологии.

Идеологическая функция связана с тем, что социология, будучи научной дисциплиной, с очевидной тягой к субъективно нейтральному знанию, не может не отражать социальные инте­ресы различных слоев общества, т.к. они непосредственно вхо­дят в предмет этой науки. Поэтому социологические теории различаются не только содержательно, но и по очевидным по­литическим пристрастиям своих авторов, которые выражают ре­волюционные, реформистские, либеральные, демократические, теологические и т.п. настроения той или иной части общества. Социология при своем стремлении к объективизму просто не может выйти за пределы тех или иных идеологических предпоч-


тений. В определенной мере она является теоретической осно­вой политических идеалов и программ. По крайней мере, анализ уже имеющихся в социологии концепций социального развития дает возможность выделить два противоположных подхода: один направлен на сохранение существующего общества и его посте­пенную модернизацию, другой — на коренное преобразование общества, на его революционное изменение. Естественно пред­положить, что идеологическая функция имеет и свое воспита­тельное значение.

Таким образом, в социологии четко выделяются ее ака­демическое и практическое направления, в рамках которых и конкретизируются представления о ее предмете, задачах и функциях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: