Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Проверка консультативных гипотез»

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-кон­сультант может избрать два алгоритма:

v Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточ­нение возникших у консультанта идей.

v Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спро­сить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так,

чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипо­теза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и пережива­ний, т. е. она максимально индивидуализируется.

Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза кон­сультанта

подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

a) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;

b) типичны для жизни клиента;

c) желательно развернуты, описывать негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе от­печатков субъективности, односторонности, тем больше воз­можностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают дей­ствительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежа­щих в основе проблем.

После того как психолог-консультант проверит свои гипоте­зы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Этап 3. Оказание воздействия

Продолжительность данного этапа - 5-10 мин при сред­ней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два по-дэтапа:

  1. Коррекция установок клиента. ■,,,.-.■•
  2. Коррекция поведения клиента.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: