«Проверка консультативных гипотез»
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
v Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
v Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так,
чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т. е. она максимально индивидуализируется.
Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта
подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:
a) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;
b) типичны для жизни клиента;
c) желательно развернуты, описывать негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
|
|
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
После того как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.
Этап 3. Оказание воздействия
Продолжительность данного этапа - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два по-дэтапа:
- Коррекция установок клиента. ■,,,.-.■•
- Коррекция поведения клиента.