Семейная сопрограмма

Методика позволяет отобразить в графической форме и сделать предметом анализа особенности внутрисемейных отношений, основанные на предпочтениях. Она помогает учитывать эти предпочтения при организации внутрисемей­ного общения.

Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами се­мьи они предпочли бы делать или уже делают какие-то опреде­ленные вещи.

Обычно задаются два рода вопросов:

  • С каким членом семьи вы привыкли...?
  • С каким членом семьи вам бы хотелось...?

Вот некоторые примеры окончания вопросов:

  • ходить в кино
  • говорить о личном
  • ходить в гости
  • составлять планы.'•
  • заниматься работой по дому
  • сердиться,..„„■
  • обниматься
  • вести интеллектуальную беседу
  • работать вместе
  • не иметь ничего общего
  • шутить или рассказывать анекдоты
  • ругаться
  • играть
  • обманывать ' "
  • не разговаривать ' '
  • смотреть телевизор t: Л
  • заниматься спортом
  • читать стихи
  • ходить за покупками
  • убежать из дома
  • поехать на пляж (за город, в центр города, в горы) '"., ■ чему-нибудь научиться
  • убираться в доме
  • чувствовать себя защищенным, когда он рядом
  • чувствовать себя хорошо в его присутствии
  • чувствовать себя возбужденно в его присутствии ,'.., ■ чувствовать грусть в его присутствии
  • чувствовать себя усталым в его присутствии

Ответы на эти вопросы отображаются в виде графической схе­мы, которая затем анализируется. Информацию о символах, ко­торые используются для построения схемы, рекомендуем найти в руководстве Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 133].

Модификацией данной методики является игра «Угадай кто» - «Кто в семье...?» Например: больше всего любит стро­ить планы, больше всех командует, больше всех ворчит, са­мый одинокий, самый злой, самый умный, самый смешной, самый теплый, больше подходит для откровенных разгово­ров, самый сильный, самый ловкий, лучший повар, самый щедрый, самый добрый, наиболее склонный к меланхолии, самый умелый, самый большой оптимист/пессимист, самый энергичный.

Для более четкого определения альянсов и отвержений чле­нов семьи просят в ответах на вопросы сделать первый и второй

выборы. Второй выбор при этом может быть обозначен на схеме другим цветом.

Можно выбрать вариант работы, когда в схему включаются возможные ответы членов расширенной семьи.

Считается, что чем более дифференцированной является се­мья, тем более широк разброс взаимных выборов в ответах на заданные вопросы. Тот, кого я выбираю для того, чтобы схо­дить за покупками, необязательно, с моей точки зрения, самый инициативный человек или же самый умелый человек в семье.

Методика хорошо подходит для исследования рассогласова­ния внутрисемейных ролей и ролевых ожиданий. Это зачастую является подоплекой потенциального конфликта или неудов­летворенности.

3.4. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: