double arrow

Учет автомобильных шин и запасных частей


Синтетический учет автомобильных шин ведется на субсчете 10-5
«Запасные части».

Могут открываться следующие аналитические счета:

1. Автомобильные шины новые.

2. Автомобильные шины, подлежащие восстановлению.

3. Восстановленные автомобильные шины.

4. Шины автомобилей, переданные для восстановления.

5. Другие по видам запасных частей.

Шины поступают на предприятие:


Рис. 5 Источники поступления шин

На складах учет шин организуется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости, обособленно – новые и бывшие в употреблении. Каждая шина, находящаяся в эксплуатации, закрепляется за автомобилем, прицепом и работающими на них лицами. Закрепление шин отражается в карточке учета работы шины автомобиля, которая является регистром аналитического учета. Ежемесячно в карточке на основании показаний спидометра указывается фактический пробег автомобиля. На основании карточки определяется пробег шины, степень годности и обоснованности списания. Если шина подлежит восстановлению или направляется в утиль, то на основании данных составляется акт на списание шины. На шины, поступившие после восстановления, заводится новая карточка учета их работы.




Автомобильные шины классифицируются:


       
 
   
 


       
   


Рисунок 6 Классификация автомобильных шин

В соответствии с Указом Президента РБ от 15.03.2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов», постановления Совета Министров РБ от 24. 03. 2011 г. № 360 утвержден перечень первичных документов, которые обязательны к применению всеми субъектами хозяйствования. При поступлении запасных частей составляются – ТТН-1, ТН-2. Для отражения операций по движении запасных частей (кроме реализации, поступления от поставщиков) формы первичных учетных документов организация разрабатывает самостоятельно.

При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия определяет причины, по которым шина не выдержала гарантийного пробега, установленного государственным стандартом и составляет акт рекламации. В акте указывается: адрес и наименование организации, предъявившей рекламацию на шину, модель автомобиля, наименование предприятия, изготовившего шину, дату составления акта, размер и модель шины, заводской номер, пробег шины в т/км, причины.

При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указывает причины списания в утиль или причины сдачи в ремонт, на восстановление.

При списании запасных частей на ремонт транспортных средств можно оформлять заказ – наряд в 2-х экземплярах.



При замене негодных шин их отпускают со склада по акту-требованию или накладной-требованию на отпуск. При этом обязательно на склад сдаются старые шины.

Согласно установленным правилам критериями старения шин являются:

– срок эксплуатации;

– высота рисунка протектора;

– наличие повреждений и дефектов.

Ресурс шины снижается и увеличивается в следующих случаях:

– если поврежден борт при монтаже до 10 %;

– если обнаружены сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – 20 %;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25 %;

– шины с расслоением каркаса – 100 %.

К выявленному проценту износа прибавляется процент износа по сроку эксплуатации шины.

Практика показывает, что за три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку до 10 % ресурса. В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25 %. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать износа до 50 %.

Процент износа шины по высоте протектора определяется:

Высота на новой шине Фактическая высота рисунка

(согласно ГОСТ 4754-80) – (определяется как средняя

величина из измеренных

параметров в 4-х сечениях

по окружности)

Иш = ------------------------------------------------------------------------------ х 100 %

Высота на новой шине – Минимально допустимая

остаточная высота протектора

(для шин легковых автомобилей –

1,6 мм, грузовых – 1,0 мм, авто-

бусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм)









Сейчас читают про: