ГЛАВА ІV. Все мы вышли из семьи «Березка»

4.1. По волнам памяти…

Вспоминая деятельность «Березки» в разные периоды ее существования, приходится отмечать, что она протекала скорее скачкообразно, нежели равномерно. На активность коллектива влияли самые разные факторы: очевидная поддержка или, напротив, некоторое равнодушие со стороны общественных организаций и конкретных представителей руководства ХГПИ, проблемы личного научного продвижения, семейные хлопоты, смена места работы и жительства, текучесть контингента студентов. Безусловно, когда кто-то из участников «Березки», работающих в институте, начинал серьезно заниматься наукой, диссертацией, то, откровенно говоря, при всей любви к сцене было не до репетиций. Этот путь прошли и С.К.Москвичев, и В.В.Одинцов, и В.Г.Чарнецкий, и В.П.Берман, и Л.Л.Моисеенко, и А.Л.Шипко, и А.С.Сотула. И все-таки главное значение имело наличие исполнителей и желающих отдавать себя делу «Березки» без остатка.

Выступает агитбригада «Поиск»
Так, во второй половине 60-х – начале 70-х годов в ансамбль пришла группа талантливых ребят, позволившая нам реанимировать «Березку» и продолжить ее концерты. Закончили учебу А. Кузнецов, С. Могилянский, А. Разинский, В. Федулов, Ю. Соколов, А. Граф, В. Делиев, В. Бейко, В. Богатюк, А. Мороз, В. Емельянов, В. Кривошея, Н. Дмитренко и на смену им в середине 70- годов пришла новая группа участников, которая оставила уже свой яркий и неповторимый след: физматовцы А. Сотник, А. Кравец, З. Тубин, студенты ОТФ А. Бабанин, В. Волков, Г. Звонарев, Г. Зинчин, Л. Мизиковский. А в конце 70-х годов их сменили неповторимые физики И. Бурых, М. Паличев, С. Немченко, Ю.Бондаренко, Е. Ветвицкий, В. Федоренко, математики А. Котелевский, Г. Лукив, А.Изнюк, Е. Федоров. Эти студенты вдохнули новую жизнь в физматовский СТЭМ и агитбригаду «Поиск». При них на сцене появилось немало новых миниатюр, сценок, монологов: «Ручки показать!», «A table», «Разговор на кафедре немецкого языка», «Корова», «Елочка», «На экзамене по начертательной геометрии», Именно в те годы началось восхождение агитбригады «Поиск» (режиссер Виталий Новик) лауреата Республиканского конкурса агитбригад, в которой были успешно представлены участники «Березки» И. Бурых, М. Паличев, А.Котелевский, А. Изнюк, А. Кравец, Е. Федоров, А.Шипко.

Названные ребята успешно выступали и в КВН, однако юношеский максимализм и отсутствие чувства меры иногда мешали им при выборе репертуара (хорошо помню, как кавээнщики не вняли разумному совету – не выставлять в качестве домашнего задания несколько аполитичную миниатюру "Корова", и жюри преднамеренно зарубило команду, несмотря на ее очевидное превосходство над другими).

В стэме И. Бурыха на сцене ХГПИ делал первые шаги первокурсник филфака Олег Мишуков. Мы хорошо запомнили этого молодого человека в миниатюре "Сон студента", где ему пришлось играть роль студента, впервые сдающего сессию, студента, которому в канун экзамена снятся страшные сны. Начинающий стэмовец хорошо справился с заданием, передал страх и волнение юноши, его находчивость в решении проблемы.

Был Олег занят еще в двух миниатюрах. А потом спустя какое-то время объявился как постановщик самостоятельной программы, своего спектакля, посмотрев который, мы с Василием Георгиевичем поняли, что видим работу способного, думающего режиссера. Режиссера, с которым нам придется в дальнейшем считаться и с которым будет трудно соперничать на смотрах самодеятельности в институте. Так оно, собственно, и получилось… Олег буквально через год создал политический театр, который добился внимания и признания институтской общественности, партийной элиты города и области. Позднее он станет режиссером-постановщиком уровня Б.Шарварко, под его началом пройдут удивительные концерты в Киевском национальном киноконцертном зале "Украина", и в итоге бывший студент ХГПИ получит почетное звание Заслуженного деятеля искусств Украины. В последние годы аматорской деятельности Игоря Бурых и Ко на сцене института рядом с ним стал появляться слаженный дуэт общетехнического факультета Дмитрий Осадчий и Геннадий Костогрыз. В репертуаре этой пары зрители увидели интересные миниатюры "Чемпион", "Яхонт", "Сапленок". Благодаря ребятам Бурыха – Осадчего нам удалось держать планку институтской самодеятельности (стэмов, команд КВН, агтибригад) на высоком уровне, при этом успеть побывать в аспирантуре, на факультете повышения квалификации, наконец, написать и защитить диссертации. Было очень жалко расставаться со своими "артистами".

Миниатюра «Чемпион» (Д.Осадчий, Г.Костогрыз)

Ансамбль «ложкарей» (рук. А.Хрен)

Но в начале 80-х годов их, в свою очередь, сменила другая группа перспективных учеников. Ее возглавлял отслуживший армию Саша Хрен, а вместе с ним начали творить его сокурсники-физики: Сергей Збризкий, Валентин Скараев, Константин Буганов, Александр Гладких, Виктор Гончар, Борис Малерик, Сергей Куриленко. Усилиями этой, как назвал их Василий Георгиевич, "хреновой компании" было проведено немало концертов, в том числе в честь Международного женского дня 8 марта. Дня смеха 1 апреля, Дня Победы 9 мая. Это они сочинили и поставили миниатюры "День донора", "Укротители диких кошачьих", это они впервые представили на сцене ХГПИ казачий хор, исполняющий песню "А мій милий вареничків хоче", это они по-новому заставили разобраться в силе любви и т.д.

«А мій милий вареничків хоче»

На сцене В.Годына, В.Кучер, О.Малахов, П.Дуляницкий

Вместе с ребятами А. Хрена нередко выступали физматовцы Вадим Кучер, Костя Куделя, Витя Годына, Олег Малахов. Дмитрий Орлов, Владимир Семенов, Алексей Мамонтов. Особенно запомнился придуманный этими стэмовцами номер "Школа будущего", в котором они попытались отразить компьютерные веяния времени, пришедшиеся на середину 80-х годов. Эту миниатюру хорошо дополняли физматовские «ложкари» во главе с Петей Дуляницким.

Кстати, некоторые из наших стэмовцев параллельно посещали и театральный коллектив Олега Мишукова (В. Кучер, К. Куделя, В. Годына). Ни я, ни Василий Георгиевич против подобного сочетания не возражали: положительный опыт коллег дружественного филологического факультета в постановке литературно-музыкальных и тематических композиций мог, безусловно, оказаться полезным и нам при подготовке к ежегодным фестивалям художественной самодеятельности.

В конце 80-х – начале 90-х годов нам пришлось присматриваться к новой когорте студентов, "засветившихся" на сцене ХГПИ. В их числе оказались физики – Сергей Черный, Вахтанг Ценсадзе, Алексей Орловский, Станислав Токарев, математики – Алексей Чуприна, Савицкий Петр, филологи – Ваня Попович, Валерий Антупицкий, Дмитрий Афанасьев, Андрей Дронов, биолог – Алексей Филимонов.

Сергей Черный и В.Ценсадзе придумали удивительную по своей комичности миниатюру "Синхронное плавание", покорившую всех без исключения зрителей: на сцену выносили большую оцинкованную лохань, в которою ассистенты наливали несколько ведер якобы теплой воды, затем два спортсмена в плавках и в резиновых шапочках на головах выполняли синхронно различные разогревающие упражнения, после чего одновременно запрыгивали в лохань и начинали совершать комплекс синхронных движений рук, ног, шей, голов, туловищ.

А. Чуприна и И. Попович представили несколько удачных ироничных сценок. Д. Афанасьев и В.Антупицкий демонстрировали содержательный остроумный конферанс, проявляя достаточный такт и артистические способности.

А. Филимонов, В. Семенов, П.Савицкий удачно решили задачу разработки либретто шуточного "балетного спектакля": вначале придумали историю о трех поросятах, затем не менее душещипательный рассказ о других сказочных героях или о земной Изауре.

А. Дронов и А. Орловский преуспели в исполнении музыкальных пародий. Впрочем, Андрей показал и умение хорошо перевоплощаться во время исполнения миниатюр. Пожалуй, наиболее запомнился он по миниатюре "Экзамен по гражданской обороне", где не менее артистично ему помогали биолог Михаил Ашихмин и филолог Алексей Левченко.

В конце 80-х – начале 90-х годов в ХГПИ и за его пределами заговорили о самобытном коллективе театра миниатюр инженерно-технологического факультета "Буфф – Ателье" под руководством Олега Кравца. Тон задавали Игорь Никифорчук ("Гарик"), Александр Котляров ("Шура русской интеллигенции"), Дмитрий Кузьменко ("Барабанщик"), а также дуэт задорных конферансье Анатолия Стоцкого и Владимира Носкова. Начали с попыток играть сценки и миниатюры из репертуара известных в 50-е годы эстрадных артистов Л. Мирова и А.Новицкого, А.Шурова и Н.Рыкунина, М. Мироновой и А. Минакера. Затем перешли на тексты более современных авторов А. Инина, А.Арканова, Г.Горина. Наконец появились собственные номера: "Рокеры", "Хелоу, Джексон!", "Вольтижировка на лошадках ахалкетинской породы". Параллельно ребята создали музыкальный ансамбль "Буф‑диксиленд" и неплохо в этом преуспели. Например, Александр Котляров даже профессионально занялся игрой на трубе, и в этом ему удалось многого добиться. В этот же период появились интересные исполнители и на других факультетах. Например, на естественном факультете "засветились" упомянутые выше Миша Ашихмин, его приятели Сергей Коновалов, Борис Усольцев, Влад Водянский, на факультете дошкольного и начального обучения – вначале Руслан Рогачук, Валерий Шикшин, Валерий Митрофанов, Александр Андриевский, позднее – Петр Небелица и Павел Костенко из популярного дуэта "Арабески".

Выступают А.Чуприна, С.Черный, И.Попович

«Хеллоу, Джексон!» в исполнении театра «Буфф-ателье» (рук. О.Кравец)

В начале 21 столетия концерты "Березки" открыли имена физматовцев Сергея Кехтера, Руслана Винника, Андрея Богдановского, Славы Гаха, солистов факультета культуры и искусств Сергея Никищенко, Романа Матвеева, Максима Лазового, а позднее студентов факультета физвоспитания Дмитрия Паничева, Андрея Увадова, Андрея Горошенко.

За период после юбилейного 15-го концерта "Березки" состоялось 9 выступлений ансамбля, посвященных Международному женскому дню 8 Марта и три концерта, посвященных юбилеям ХГПИ – ХГУ. Не хочется рассказ об этих концертах превращать в статический отчет о представленных номерах. На наш взгляд, гораздо лучше будет, если речь пойдет о самых ярких и наиболее удачных выступлениях участников ансамбля.

Так, на концерте в честь 20-летия "Березки" мы значительно изменили вступительный блок приветствия, присоединив к песням Юрия Соколова "10 лет – немало лет" (затем "3х5 – немало это"), прозвучавшим на предыдущих юбилейных концертах ансамбля, фрагмент "Были мы вчера еще мальчишками, кроме тех, кто девочками был", а также шуточное обращение к присутствующим в зале представительницам женского пола с перечислением различных их функций в семье и на службе. Выглядело это обращение примерно так:

Все:

– Дорогие наши женщины!

I. Матери и сестры!

II. Жены и дочери!

III. Бабушки и внучки!

IV. Тети и племянницы!

V. Невесты и подруги!

VI. Кузины и свояченицы!

VII. Невестки и золовки!

VIII. Тещи и свекрухи!

IX. Студенты и преподавательницы!

X. Сотрудницы и начальницы!

XI. Аспирантки и лаборантки!

XII. Знакомые и прекрасные незнакомки!

I – Ансамбль "Березка" поздравляет всех Вас с Днем 8 Марта и желает всего самого наилучшего

Все:

– Вам!

II. Наши сердца!

III. Чувства!

IV. Любовь!

V. Улыбки!

VI. Цветы!

VII. Тринадцатая зарплата!

Все: И сегодняшний концерт ансамбля "Березка"

Из последних номеров двадцатого юбилейного концерта особенно тепло зрители приняли популярные песни "Мужчины" и "Проводы любви", которые исполнял инспектор Херсонского облоно, выпускник естественного факультета Семен Могилянский.

Очень ярко прошло следующее выступление "Березки", посвященное 25-й годовщине ансамбля. Во-первых, в нем участвовало намного больше бывших выпускников ХГПИ. Например, во время представления состава ансамбля на сцену вышло сразу 27 человек.

Во-вторых, программа была более разнообразной в сравнении с предыдущими концертами. Содержала новые жанры. Так, необычный интерес, как у участников, так и у зрителей вызвала аэробика, в которую "полезла" не только молодежь (А. Котелевский, А. Кравец, М. Паличев, С. Немченко), но и ветераны 60‑х годов (А.Шапиро, В. Сорин, И.Коган, В. Чижиченко, А. Кузнецов, Ю. Сироткин). Поставить номер нам помог известный херсонский тренер О.Зезюлин.

Вопреки ожиданиям, хорошо был принят ироничный номер "Шумовой оркестр", предложенный стэмовцами М. Паличевым и С. Немченко. Здесь нашлось место не только баянисту А. Кравцу, но и пожарнику А. Бабанину, "ксилофонисту-бутылочнику" В Чижиченко, «столяру» А. Шапиро, бухгалтеру-счетоводу С. Немченко и "печатнику" М. Паличеву.

Поскольку в мае 1985 года предстояло празднование сорокалетия победы Советского народа в Великой Отечественной войне, то, составляя программу концерта "Березки", мы подумали о том, чтобы сказать добрые слова на вечере об участниках и инвалидах войны, о тех, кто в сорок пятом году завоевал победу и мир. А потому в первом отделении концерта предоставили микрофон Леониду Сергеевичу Громову, проникновенно исполнившему известную песню Д. Тухманова "Не могу забыть". Зрители по достоинству оценили качество пения, музыкальность и душевность исполнителя, сумевшего донести трагичность ситуации, заставившего слушателей сопереживать раненому безногому солдату из полевого санбата, поэтому наградили Л.С. Громова дружными аплодисментами.

Юмористический блок на концерте "Березки" 1985 года представляли, как всегда, испытанные стэмовцы А.Разинский и А. Кузнецов, подготовившие миниатюры "Взрослые как дети" и "Проект", Ю.Соколов с монологом "Женские глаголы".

Концерт "Березки" ко Дню 8 Марта 1987 года пришлось готовить без многих известных бойцов ансамбля: ушли в профессионалы А. Разинский и А.Кузнецов, уехал работать на Курилы С.Могилянский, окунулись с головой в работу Л. Громов – завуч Херсонской музыкальной школы №1, Г.Везумский – директор областной автошколы, Ю. Соколов – преподаватель школы для глухонемых, З.Тубин – инженер-электронщик, А. Кравец – учитель математики ХСШ № 9. Поэтому ставку пришлось делать в основном на молодежь.

Прежде всего было придумано совершенно новое начало концерта: первый выход участников совершался под хит сезона – популярную мелодию Р. Паулса "Вернисаж":

  Все: Все: Все: Все: Припев: Все: Все: Все: Все: Все: Припев. Февральским утром как-то раз Позвал в профком Илюша нас Мы были там тогда не с Вами Он о "Березке " рассказал, На календарь нам показал. Мы были там тогда не с Вами. И вот, как много лет назад, Сюрприз готовил стар и млад. Мы были там тогда не с Вами. Эскорт пединовских ребят На сцене выстроился в ряд И женщин всех поздравить рад! Ах, сколько в зале дивных глаз! Глядят чарующе на нас! Прекрасный профиль и анфас! Какой портрет, какой пейзаж!!! Мы скажем честно, без прикрас: "На свете нет прелестней Вас. И в день любой, и в этот час Восьмое чудо Вы для нас!!!" Мы подготовили для Вас Наш музыкальный вернисаж Мы в нем придумали все сами Подарим песню и рассказ, Миниатюры, шутки, джаз. Они навеяны все вами. Мы рады, что "Березки" хор Выходит снова на простор Душой и мыслями мы с Вами Пусть мы волнуемся сейчас, Нас не страшит любой пассаж – Вы с нами, мы поем для Вас!

Обратил на себя внимание дебютант "Березки", преподаватель музыки педагогического факультета Андрей Корниенко, профессионально сыгравший на концертном баяне "Саратовские переборы", солисты филологического факультета Фарид Мирзажанов, исполнивший песню В. Кузьмина "И я забуду как звучит твой голос», и Вадим Черехович, представивший песню А. Дольского "В государстве синих глаз".

Не подкачали и другие дебютанты. Юмористический блок удачно представил физик Роман Эмануилов, прочитавший "Монолог студента у кабинета ректора", и стэмовцы физмата, которые показали варианты фильма "Три мушкетера", "снятого" киностудиями разных стран (Франции, Японии, Китая, Индии, России).

Новым жанром в концерте "Березки" оказались пародии, подготовленные студентами физмата на мелодии песен Т. Мяги, Л. Лещенко, В. Леонтьева и ансамбля "Веселые ребята". Все выступления были тепло приняты зрителями. Но наибольший успех, имел, пожалуй, К.Куделя, пародирующий В. Леонтьева: Костя сумел передать манеру певца двигаться по сцене, удачно подчеркнул штрихи его одежды, прически и стиля пения.

Молодежь доминировала только в мартовском концерте 1987 года. Но прошло 8 месяцев, и на юбилейном концерте, посвященном 70-летию ХГПИ, вновь появились опытные участники ансамбля. Их выступление прошло удачно: вначале мастерство продемонстрировали "без пяти минут профессионалы" А Разинский и А.Кузнецов, а затем зал насладился голосом пединовского Карузо – С.К. Москвичева, который исполнил популярную неаполитанскую песню "Мое солнце".

4.2. Трудные девяностые…

Восьмидесятые годы оказались весьма результативными как для «Березки» в целом, так и для многих его активистов и руководителей. Прошли, оставив заметный след, выступления ансамбля, посвященные его двадцатилетию, двадцатипятилетию, а также 70-летию ХГПИ. Нам с Василием Георгиевичем удалось защитить кандидатские диссертации, получить звания доцентов. Были перемещения и по служебной лестнице: каждый из нас некоторое время исполнял обязанности заместителя декана факультета по учебно-воспитательной работе: Вася был замом у декана Шаганяна Б.Л., я – замом декана Лысенко В.И. В силу должностных обязанностей мы занимались не только расписанием, а и дисциплиной студентов, трудовыми десантами, участием студентов в спартакиадах и, естественно, смотрами художественной самодеятельности.

В конце 1989 –го года на заседании совета факультета я был избран в присутствии представителя Министерства просвещения УССР деканом родного физико-математического факультета[32]. Занимать такую должность было почетно, но и достаточно ответственно: круг моих обязанностей значительно расширился, возможности влиять на те или иные стороны институтского бытия возросли. Но времени на семью, занятия спортом и художественной самодеятельностью в целом и «Березкой» в частности стало значительно меньше. Пришлось думать о надежном заместителе. Поначалу на эту должность был назначен В.И.Таточенко, который имел некоторый опыт подобной работы в команде моей предшественницы В.И.Лысенко. Но в 1994 году он подал заявление об уходе по семейным обстоятельствам, и я пригласил занять вакантную должность нового старшего преподавателя кафедры физики С.Г.Кузьменкова. Сергей Георгиевич к тому времени зарекомендовал себя эрудированным лектором, способным ученым, разработчиком нового курса автоматики, исполнительным сотрудником, коммуникабельным интеллигентным человеком. Поэтому мы с ним достаточно быстро нашли взаимопонимание и общий язык, причем не только по вопросам организации и планирования учебного процесса, но и по другим направлениям работы факультета: научным исследованиям, созданию методического обеспечения, компьютеризации обучения, связи со школами, воспитательным мероприятиям. Как оказалось, выпускник Харьковского университета неплохо разбирается не только в астрономии, физике, математике, а и в искусстве: выросший в театральной семье Сергей Георгиевич знал толк в режиссуре, в написании сценариев и шуточных опусов. И неудивительно, что активно привлекался к подготовке студентов факультета к фестивалям художественной самодеятельности, к институтским КВН, к конкурсам кинофильмов.

Пришел 90-й год, и мы начали думать о проведении очередного юбилейного вечера «Нам – тридцать». Проходил он в актовом зале ХГПИ, и участвовали в нем как физматовская молодежь, так и привлеченные ветераны. Например, на сцене после долгого перерыва появился бывший студент, а к этому моменту преподаватель филологического факультета Александр Панченко, исполнивший свою некогда коронную песню студенческих лет «Костры горят далекие».

Песню в стиле «ретро» показал другой наш солист – старший преподаватель Херсонского сельскохозяйственного института им.Г.Цюрупы Аркадий Наумович Шапиро, который напомнил зрителям «Песню старого извозчика» из репертуара Л.Утесова. Во втором же отделении Алик предстал в несколько ином образе, поскольку вышел на сцену петь более современное произведение «Самоведейз».

Завершил песенный блок «Березки» Сергей Ксенофонтович Москвичев, исполнивший новую песню «Начнем с начала».

Оживили программу концерта два танца. Вначале директор клуба ХГПИ Марк Аронович Шинов решил тряхнуть стариной и довольно солидно презентовал на сцене «Ну очень цыганский танец». Затем (во втором отделении) желание «оторваться» возникло у молодых В.Шикшина, А.Чуприны, В.Поповича, которые надумали представить зрителям пародию на группу «Бригада С» – новейший «Пролетарский танец «Ламбада». Танцевать вместе с ними выскочили и некоторые ветераны ансамбля: Леонид Леонидович Моисеенко, Володя Чижиченко, Юрий Сироткин и другие. Зрительному залу такой порыв понравился, и присутствующие в зале начали активно хлопать в такт музыке. И, если бы не дежурные, зорко следящие за порядком, думаю, что многие из сопереживающих зрителей охотно бы присоединились к хвосту танцующих на сцене.

Как всегда на концертах «Березки», достаточно полно был представлен юмористический блок, в котором удачно сочетались молодежь (К.Ценсадзе, А.Чуприна, И.Попович, П.Савицкий) и ветераны (Г.Везумский, Ю.Соколов). Великолепно принял зритель уже некогда показанную миниатюру «Синхронное плавание», сценку «Ручки показать», а также балет «Изаура».

Прошло пять лет, и на суд зрителей «Березка» представила концерт в двух отделениях, подготовленный в честь 35-летия ансамбля. Началось это выступ-ление с пролога «По поручению мужчин», который вел квартет ведущих в составе Д.Афанасьева, Л.Л.Моисеенко, А.Л.Шипко и Р.Тищенко.

Раздаются фанфары… Оркестр играет скрипичный этюд. На фоне музыки торжественно звучат слова ведущих:

І. Ты – женщина, ты- книга между книг,

Ты – свернутый запечатленный свиток,

В его строках и дум, и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

ІІ. Ты – женщина, ты – ведьмовской напиток.

Он жжет огнем, едва в уста проник.

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

ІІІ. Ты – женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной.

Ты в наших безднах – образ божества,

Ты идол наш и ласковый, и грозный…

Звучит песня В.Добрынина «Ах, какая женщина!». На фоне песни – слайд-установка демонстрирует цветы. Диктор объявляет начало первого отделения праздничного концерта. Ведущие передают поздравления с Международным женским днем 8 Марта от соседей ХГПИ – коллективов Мореходного училища Министерства морского флота, от Херсонского кукольного театра, от сотрудников завода «Октябрь» и городской типографии.

Впервые в поздравлении сидящих в зале женщин ХГПИ принимали участие три поколения «Березки». Вначале прозвучало музыкальное приветствие ветеранов ансамбля 60-70-х годов «35 – немало это». Затем их сменили нынешние студенты, обучающиеся на І курсе ХГПИ. Свое выступление молодежь построила «в детском стиле»:

Дяди! Тети! Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закрутилось

И помчалось кувырком?

В магазинах стало тесно

Не от женщин, от мужчин,

Что духи хватают вместо

Крепких Закавказских вин.

И в троллейбусах порядок:

Дяди дружно в ряд стоят,

Тетям место уступают,

Вежливыми быть хотят.

Даже папа мой и то

Вдруг забыл про спортлото.

Маме все помочь старался

И за швабру даже взялся!

А мальчишки в классе нашем

Все явились на урок.

И стихи про тетю Машу

Выучили назубок.

Приоткроем мы Вам карты:

Дело все, конечно, в том,

Что пришло Восьмое марта

В каждый двор и каждый дом!!!

Все вместе: И ребятам просто срам –

В этот день не слушать мам!!!

Завершили свое приветствие «малыши» веселой песней ансамбля «Дюна».

В середине второго отделения на сцене появились представители среднего поколения «Березки» – выпускники второй половины 80-х годов, которые высказали немало добрых слов о женщинах и девушках, в том числе много новых шуток в адрес представительниц слабого пола…

«Развод с первого взгляда» (ведущий – А,Разинский, жена – А.Бабанин, муж – В.Федулов)

Музыкальные пародии исполняют А.Дронов, А.Орловский

А потом пошла веселая карусель юмористических номеров, в частности, пародий, подготовленных участниками ансамбля разных лет. Тут была пародия на телевизионную передачу «Любовь с первого взгляда» под названием «Развод с первого взгляда» с ведущим А.Разинским. Здесь показали пародии на передачу «Поле чудес» с Димой Тубиным, Аликом Шапиро, Адиком Сориным, Юрой Соколовым и Ильей Коганом. Тут были музыкальные шутки Гены Лукива, а также музыкальные пародии Андрея Дронова и Алексея Орловского.

Готовя концерт с ребятами, я долго думал, выходить или не выходить на сцену. Предыдущий 1994 год был очень тяжелым для моей семьи: мы потеряли трех близких людей – мою маму, мою жену и мужа родной сестры. Знающие об этом люди могли меня не понять. Но я все же нашел возможным выступить на юбилейном концерте с песней «Росте черешня у мами на городі», посвятив ее всем матерям и женам, ушедшим в мир иной или радующим нас своим присутствием. И коллеги правильно оценили мои действия, посчитав их оправданными, подчеркивающими отношение к родным, которые понимали, всегда поддерживали и поощряли мое участие в «Березке».

Ярко выглядели на сцене ХГПИ в этот день студенты театра «Буфф – Ателье»: зрители на «ура» приняли их этюды, танец «Хеллоу, Джексон!»

Жирную точку в конце выступления представителей инженерно-технологического факультета поставил Сергей Ксенофонтович Москвичев, подготовивший к концерту песню «Вернись» из репертуара Николая Щукина.

А завершилось 35-летие «Березки» двумя хороводами: вначале классический хоровод с медленной и быстрой частями показали ветераны, а затем свои танцевальные возможности продемонстрировали «середнячки».

После того, как «старики» переоделись и вышли на сцену, их приветствовал квинтет студенток филфака, подготовленный доцентом Татьяной Васильевной Хомой. Презент (бутылку шампанского) юбилярам вручила председатель профкома сотрудников Светлана Андреевна Волкова. Затем торт «мэтрам» преподнесли «середнячки» под руководством Кости Кудели. А зрители еще долго аплодировали участникам юбилейного концерта, не зная, будет ли традиция продолжена, выйдет ли «Березка» еще хоть раз на сцену актового зала. В память об этих событиях осталась фотография, на которой запечатлены все три поколения «Березки».

Следует сказать, что выступление ансамбля в марте 1995 года было настолько мощным и размашистым, что по инерции мы подготовили еще два выступления.

Вначале нам с Василием Георгиевичем удалось собрать коллектив в феврале-марте 1996 года. Правда, то выступление выглядело явно скромнее предыдущего, поскольку ветераны 60-х годов предпочли сделать перерыв. На сцену удалось «заманить» амбициозную молодежь, делающую первые шаги на институтской сцене. В их числе были физики Саша Бейко, Алексей Недбайло, математики Сергей Зубрийчук, Виктор Пахомов, Алексей Зайцев, филологи Анатолий Форостян и Виктор Дидык. Дима Афанасьев подготовил шуточную французскую песню «Милая Фаня», а лаборант кафедры технических средств обучения Борис Гойна сыграл лирический этюд «Женщине».

Юмористический блок на концерте представляли стэмовцы физмата, подготовившие шуточное приветствие женщинам, а также серию демонстраций по мотивам карикатур Херлуфа Бидструпа, студенты факультета украинской филологии, показавшие, как проходит экзамен на факультете виноделия и поздравления женщин от имени известных политических деятелей (Анатолий Форостян).

Хорошо был принят зрителями философский трактат «Что такое есть женщина?», прочитанный автором, доцентом кафедры философии Евгением Павловичем Полищуком.

Наступил 1997 год. К этому времени в институте сменился состав ректората, произошли многочисленные кадровые и структурные изменения. Мы начали готовиться к аккредитации специальностей вуза по 3-4 уровням. Но для начала предстояло провести празднование 80-летнего юбилея ХГПИ. А поскольку главный режиссер и постановщик концерта проректор Олег Васильевич Мишуков спланировал выступление на праздничном вечере ансамбля «Березка», мы с Василием Георгиевичем задумались над тем, как за несколько минут рассказать красиво о нашем коллективе. Пришли к выводу, что нам достаточно спеть о наших учителях – выдающихся ученых и педагогах. Идею, точнее, мелодию, предложил Саша Кравец – речь шла о песне львовского автора Гарика Кричевского. Слова написали мы с Сашей. Вначале вспомнили в основном о знаковых фигурах факультета, а потом об ушедших в мир иной уважаемых сотрудниках других факультетов. Включили в выступление также песню «Привет со всех континентов» о нескольких участниках ансамбля, к тому времени эмигрировавших в разные страны.

В 1998 году в ХГПИ с целью активизации воспитательной работы со студентами на всех факультетах были введены должности заместителей деканов по организационно – воспитательной работе. И мне пришлось искать подходящего человека на эту вакансию, человека, который бы имел ученую степень, обладал хорошими организаторскими способностями и имел опыт участия в художественной самодеятельности или руководства какими-либо студенческими коллективами.

Признаться, претендентов, обладающих всеми этими качествами, в тот момент на факультете было немного. К тому же от них требовалась смелость занять и отвечать за этот, прямо скажем, нелегкий участок работы. Не вдаваясь в перипетии процедуры поиска кандидатуры зама по ОВР, скажу, что неожиданно для многих, в том числе и меня, на эту должность предложил себя Василий Георгиевич Чарнецкий, который вторую половину 80-х годов значительную часть нагрузки имел на инженерно- технологическом факультете и не проявлял особого желания занимать какую-либо руководящую должность. После определенных раздумий и обсуждения с претендентом всех его будущих обязанностей и характера наших взаимоотношений (дружба – дружбой, служба – службой) я согласился, и вскоре тандем «сиамских близнецов» начал совместную работу.

Работать, чувствуя постоянно рядом надежное плечо давнего приятеля и друга, было, конечно, легче и интереснее. Я всегда мог посоветоваться с Василием Георгиевичем, мы много спорили по вопросу успешной организации текущих ремонтов помещений факультета, по содержанию конкурсных фильмов, программ отчетных концертов и т.п. Естественно, не забывали о «Березке».

4.3. В далекий край товарищ уезжает…

Напевая в 70-е годы вместе с Василием Георгиевичем Чарнецким песню Булата Окуджавы «Дураки», мы как-то не задумывались о некотором паритете в существующем мире между приобретениями и потерями, между положительным и отрицательным, между ростом и спадом. Но с возрастом все чаще ловил себя на мысли, что в жизни это равновесие носит весьма условный характер, что не все потери бывают восполнимыми, что невосполнимые потери с некоторых пор встречаются чаще. Особенно почувствовал я это в 90-е годы, когда потерял близких родных мне людей, когда, в отличие от предыдущих десятилетий, многие мои коллеги и приятели начали чаще жаловаться на здоровье, ограничивать себя в еде и объемах нагрузки… Со временем стали напоминать о себе нервы, иногда расстраивались добрые деловые связи, испытанные отношения. Стал заметно ухудшаться уровень подготовки абитуриентов, студентов и многое другое.

В 90-е годы мы стали терять многих своих институтских учителей, любимых преподавателей и даже однокурсников, в том числе из «Березки». Погибли незабвенные Володя Сидоренко и Сева Высоченко, ушли в мир иной после тяжелой болезни Саша Граф, Гарик Колганов.. А потом начались потери другого рода. По разным причинам вынуждены были эмигрировать за границу Алик Шапиро, Саша Кравец. Так, Алик лишился жилья в результате наезда рэкетиров и, не добившись справедливости и защиты в МВД, выехал в Израиль. А Сашу подтолкнули к отъезду страшная болезнь и надежда получить там эффективное лечение. Определенные причины вызвали отъезд и некоторых других участников «Березки»…

Когда мы узнали о намерении уехать на постоянное место жительства в Израиль Гриши Зинчина, Саши Разинского, Семена Могилянского, Илюши Когана, в США – Владимира Фридсона, в Германию – Зиновия Тубина, то сразу же приняли решение устроить прощальный концерт с участием всех отъезжающих: надеяться на то, что потом будет возможность общаться и приезжать в Херсон для участия в выступлениях «Березки» не было. Забегая вперед, отмечу, что в гости на родину приезжали и Г.Зинчин, и И.Коган, но вот собрать ребят всех вместе в Херсоне не удалось.

Так или иначе, в феврале 1998 года мы приступили к репетициям, и приложили максимум усилий, чтобы в назначенный день (4 марта) прощальный концерт состоялся.

Выступление началось с приветственной песни «Березки» «Собрались сегодня в зале…». Затем слово было предоставлено Александру Разинскому, который ознакомил зрителей с составленной им анкетой «Березки».

Далее концерт был построен

так, чтобы пришедшие в зал проститься с отъезжающими любимцами, могли увидеть ребят, исполняющих их коронные номера. Саша Кравец предоставил возможность оценить его как музыканта: со сцены прозвучал «Рег – тайм».

Семен Могилянский спел в сопровождении инструментального ансамбля под руководством Л. Громова практически все наиболее известные песни из своего репертуара («Мужчины», «Электричка», «Одинокая гармонь», «Заплутали мишки»). Саша Кравец вместе с Михаилом Паличевым сыграли миниатюру «Взрослые как дети».

Часть номеров была исполнена силами тех участников «Березки», которые выполняли роль провожающих. Советами бывалых со зрителями поделились Г.Везумский, Н.Бабенко, Ю.Сироткин, Ю.Соколов. Затем Г.Звонарев и В.Федулов показали, как могла проходить сдача экзамена по зарубежной литературе. Г.Лукив исполнил музыкальные пародии, а В.Прокопец – песню «Там, за туманами».

Много места в концерте было уделено исполнению песен мужским вокальным ансамблем «Березка». Вначале ребята спели знаменитую «Армейскую лирическую», а затем авторскую песню «Педін – ти наш великий дім». А закончили выступление «Прощальной песней». Завершался концерт традиционным хороводом.

«Березковцы» провожают на новое место жительства председателя профкома института, бессменного продюсера «Березки» Илью Григорьевича Когана

Отъезжали из Херсона эмигранты в разное время и разным транспортом. Кто – на автобусе, кто – поездом, кто – частным транспортом. Проводить их, как правило, приходили все старожилы ансамбля. Особенно тепло прошли и запомнились проводы старейшего продюсера и участника ансамбля Илюша Когана.

Провожая ребят, мы, естественно, не знали, как сложится их судьба, как они устроятся на новом месте, как адаптируются к новым условиям…

Как оказалось, современные средства связи позволяют нам регулярно общаться и с израильтянами, и с немцами, и с американцами. Ребята часто звонят в Херсон, знают все наши новости, а мы – их. Особенно большие возможности общения открылись в связи с появлением электронной почты.

4.4. На рубеже веков…

Не успели исчезнуть грустные мысли, вызванные расставанием на неведомый срок, а может быть и навсегда с дорогими и милыми сердцу друзьями по совместному творчеству в «Березке», как наступил 2000-й год – год сорокалетия ансамбля. Начиная с 1975-го года, никто из участников «Березки» не мог четко сказать, завершит ли свое существование коллектив или вновь выявит желание выйти на сцену. Мы много раз принимали решение закончить выступления и отступали от него. Мы не раз пытались уйти в тень, найти надежных реализаторов идеи из числа нынешних студентов. Но в последние годы такие ребята не находились, и ветераны вынуждены были вновь вспомнить молодость, создавать что-то новое, неповторимое…

Когда мы впервые собрались в январе 2000 года, кое-кто из старейшин высказал опасение: «А надо ли отмечать 40-летие «Березки?». Сорок лет – это сорок, а указанное число, по мнению многих людей, настораживает. Однако после некоторых сомнений и длительного обсуждения коллектив решил не отступать от традиции и, несмотря на серьезные потери, вызванные эмиграцией многих бывших ведущих «артистов» ансамбля, все-таки попытался выступить в год 40-летия.

Прежде всего, было решено мобилизовать первокурсников физмата и подготовить с их помощью визитку «Березки» – знаменитый хоровод «Кустарник за полярным кругом». Во-вторых, мы договорились собрать всех проживающих в Херсоне участников старшего и среднего поколений «Березки», выступавших в концерте1995 года, и привлечь их к подготовке минимального числа качественных номеров.

Обе задачи удалось успешно решить. Для начала мы (с непомерным трудом!) отобрали среди первокурсников вверенного нам с Василием Георгиевичем факультета 12 юношей, объяснили задачу, и после занятий они в фойе четвертого этажа стали учиться ходить под мелодию известной песни «Во поле березка стояла», а затем выполнять осмысленно и правдоподобно некоторые танцевальные «па». Как бы там ни было, но к концу февраля иронический вариант хоровода «Березки» был подготовлен.

Активно поддержали нас с В.Чарнецким представители старшего и среднего поколений «Березки», которые охотно пели, играли сценки, шутили.

После «Гимна женщине», прочитанного ведущими Л.Моисеенко, А.Шипко, А.Чуприной и Д.Афанасьевым, гостей вечера приветствовал образцовый детский эстрадно-духовой оркестр Скадовского РДК (спонсором этого коллектива является участник ансамбля «Березка» 70-х годов Бейко В.С.).

Новинкой юбилейного концерта «Березки» была демонстрация двух фильмов, снятых участниками ансамбля. Первый из них, «Будни ансамбля «Березка», показывали в формате видеофильма с наложенным музыкальным сопровож­де­нием. Второй, «Место встречи изменить нельзя», снимался киногруппой израильс­кого филиала «Березка» – в картине зрители увидели своих недавних кумиров С.Могилянского, А.Разинского, Г.Зинчина, А.Кравца.

После просмотра фильмов зрители услышали попурри на темы песен о любви в исполнении вокального ансамбля ветеранов «Березки».

Модернизированный вариант шумового оркестра представили зрителям музыканты Г.Костогрыз, М.Паличев, В.Чижиченко, Д.Иващенко, А.Бабанин под руководством Д.Осадчего.

Как всегда в концерте звучали песни в исполнении солистов: Константин Куделя познакомил слушателей с балладой Димарина «Воронье», Л.Громов – с новой песней «Сыграй-ка, Леня, нам на аккордеоне», посвященной учителям и учащимся Херсонской средней школы № 20.

Естественно, на юбилейном концерте немалое место было отведено юмору: блок миниатюр представили участники СТЭМа 80-х и 90-х годов под руководством Вадима Кучера. Зрители увидели «Экзамен с кинокамерой», миниатюры «A table», «Экзамен по гражданской обороне», «Синхронное плавание». Большой успех имели Дмитрий Осадчий и Геннадий Костогрыз, напомнившие гостям вечера сценки «Яхонт», «Сапленок».

Удачным оказалось приветствие, подготовленное командой физмата. Главным приколом выступления была параллель, проведенная кавээнщиками между Моисеем, водившем евреев по пустыне 40 лет до тех пор, пока они не пришли в Землю обетованную, и одним из руководителей «Березки», деканом факультета В.П.Берманом, который 40 лет водил ансамбль «Березка» по Украине, чтобы некоторые из его подопечных в канун сорокалетия коллектива оказались в Израиле. Удачную шутку зрительный зал отметил бурными аплодисментами.

Сюрпризом вечера было выступление «салона Дины Вельдбрехт», участницы которого под руководством Татьяны Васильевны Хомы представили шуточное искрометное поздравление в адрес «Березки». Меткими фразами женщины сумели подчеркнуть некоторые черты активистов мужского ансамбля, по-доброму пошутить над своими коллегами.

Завершился праздничный концерт песней «Расстаемся, друзья, мы сегодня с доброй сказкой», которую слаженно спели все участники коллектива.

Надо сказать, что с наступлением ХХІ века моя жизнь, как декана была занята не только и не столько ансамблем «Березка», сколько новыми программами, специальностями, совершенствованием учебного процесса на вверенном мне факультете, разработкой нового эффективного методического обеспечения.

Поскольку никто не отменял в регламенте занятий, сессий, экзаменов и внеучебных мероприятий нашего ВУЗа (спартакиад, проведения конкурсов, фестивалей художественной самодеятельности) приходилось вместе с заместителем декана по учебно-воспитательной работе заниматься плановыми развлекательными мероприятиями, такими, как конкурс влюбленных пар, соревнования команд КВН, фестиваль любительских фильмов, конкурс юмористических газет, галла – концерты, посвященные памятным датами и многое другое.

В этой суете неуловимо быстро текло время, происходили события, появлялись очередные проблемы и задачи. К большому огорчению не всегда радостные: после описанного выше юбилейного концерта, посвященного 40-летию «Березки», я потерял двух коллег, двух дорогих сердцу друзей, с которыми начинал выступать в ансамбле еще в далеком студенческом 60-ом, с которыми работал бок-о-бок на факультете, в институте 35 лет, с которыми был съеден не один пуд соли, друзей, которые в 1984-м году специально приезжали в Киев, чтобы поддержать меня во время защиты диссертации…

Говорят, что время лечит. Может это и так. Но душевная рана, вызванная преждевременной смертью ребят, особенно Васи Чарнецкого, с которым мы вместе восстанавливали «Березку», руководили коллективом после 1965-го года, с которым с 1998-го года в одной упряжке вели за собой факультет…

Как бы там ни было, а через 9 месяцев в ноябре 2002 года довелось, несмотря ни на что, организовывать выступление ансамбля на юбилее родного института. Мы пели о ветеранах теперь уже нашего Херсонского государственного университета, о людях, оставивших глубокую память о себе в наших сердцах.

За лицензионными и аккредитационными делами и заботами точно также незаметно пролетели еще три года и пришлось вновь «свистать всех наверх» и готовиться к празднованию 45-ой годовщины «Березки». Методика подготовки была избрана такая же, как и в 2000 году. Однако, если с мобилизацией молодой поросли все получилось, как и пять лет назад, то вот с более старшими, которые охотно участвовали в концертах ансамбля 1995 и 2000 годов, вышло намного хуже. Большая их часть собралась по моему зову на первые три репетиции: приняли участие в обсуждении намечаемой программы, переписали тексты песен и фрагментов сценария и... исчезли. Исчезли почти все, кроме участников ансамбля 60-х – 80-х годов. Исчезли, не предупредив, что не могут или не хотят принимать участие в концерте. Самое страшное, что об их намерении «дезертировать» мы узнали лишь во время генеральной репетиции, т.е. за два дня до концерта, когда внести какие-то существенные коррективы и что-либо поправить было уже поздно. Мы могли понять тех, кто серьезно заболел, кого не отпустили с работы. Но среди не явившихся на генеральную репетицию и концерт были и такие, кто попросту не захотел напрягаться и не посчитал зазорным подвести, подставить организаторов юбилейного выступления. Бог им судья! И тем, кто потом извинялся за содеянное, и тем, кому этого не подсказали ни уровень их интеллигентности, ни уровень их воспитания. Так, участники ансамбля «Березка» никогда не поступали! Поэтому нами во время генеральной репетиции было принято единственное правильное и возможное решение: во-первых, обратиться к деканам всех факультетов и попросить их выставить «мужской номер» на вечере, посвященном дню 8 Марта, во-вторых, не привлекать больше к нашим дальнейшим концертам «Березки» (если такие будут готовиться) никого из зачинщиков закулисных игр.

Должен сказать, что практически все мои коллеги по деканскому корпусу с пониманием отнеслись к просьбе ветеранов «Березки».

В назначенный воспитательным отделом ХГУ день, 9 марта 2005 года, в юбилейном концерте ансамбля «Нам- 45!» приняли участие, кроме вокального ансамбля и танцевального коллектива физмата, студенты факультета культуры и искусств Сергей Никишенко и Роман Матвеев, Максим Лозовой и Юрий Бурлака, команда КВН естественного факультета (капитан Дмитрий Широкий), трио факультета физвоспитания в составе Дмитрия Панищева, Андрея Удодова, Андрея Горошенко, мужской вокальный ансамбль факультета украинской филологии и журналистики под руководством Галины Гук, вокальный ансамбль «Терция» факультета иностранной филологии (рук. Оксана Соловьева), танцевальный ансамбль «Арабески» факультета дошкольного и начального образования. А тон в концерте задавали вокальный ансамбль ветеранов «Березки» под руководством Л.Громова, конферансье Ю.Соколов и Ю.Сироткин, солисты Константин Куделя, Леонид Громов, Геннадий Лукив. Поддержал нас своим ярким выступлением заслуженный артист Украины, доцент кафедры вокала и хоровых дисциплин Виктор Гурба, исполнивший «Гранаду».

Зрители тепло приветствовали как мэтров, так и молодых исполнителей, искренне выражая свою благодарность участникам выступления за поздравление с праздником 8 Марта. Признаюсь, что ни у кого из нас не было сомнений, что если бы концерт проходил не 9-го марта, а до наступления Международного женского дня, то и активность выступающих на сцене, и мощь аплодисментов благодарных зрителей были бы значительно большими.

А на память о юбилейном концерте «Нам – 45!», осталась фотография, на которой запечатлены молодая поросль и ветераны «Березки». Последнее выступление «Бе­резки» состоялось в 2007 году на юбилейном вечере, пос­вященном 90-летию ХГУ. Проходил этот вечер в киноконцертном зале «Юби­лейный».

Поскольку программа была необычайно велика, нас существенно ограничили во времени. Поэтому из выступления было убрано все лишнее, остались лишь три куплета, которые запевали В.П.Берман, Л.С. Громов и Н.И.Бабенко, а потом подхватывали остальные участники ансамбля. Зал встретил появление на сцене «Юбилейного» ансамбля выпускников и преподавателей Херсонского педагогического института бурными аплодисментами, внимательно слушал нашу песню о когорте ученых и преподавателей вуза, которые ушли в мир иной, оставив на Земле глубокий след и искреннее уважение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: