Молодежи от «стариков»

В начале третьей главы я отмечал, что энтузиазм создателей «Березки» в организации подарков женской половине ХГПИ ко Дню 8 Марта в виде веселого концерта передался студентам второй половины 60-х годов, которые охотно подхватили эстафету и понесли ее дальше, проявляя при этом удивительную выдумку, находчивость и творчество. Приятно было то, что не надо было подгонять ни А.Разинского, ни А.Кузнецова, ни С.Могилянского, ни В.Фридсона, ни Ю.Соколова, ни А.Семенова, ни Н. Дмитренко. Организатором достаточно было лишь назвать дату и время, и коллектив немедленно собирался, принося с собой массу идей, предложений, созданных или найденных материалов. В результате совместных усилий и стараний возникали новые номера, новые программы. И так каждый год. За десятым, юбилейным концертом, пришел 11-й, поисковый, затем 12-й, 13-й, и т.д.

Приступая в 1975 году к подготовке юбилейного, 15-ого концерта, мы уловили желание некоторых из «старожилов» ансамбля потихоньку уйти в тень. У многих из ребят появились семьи, серьезная работа, и отвлекаться на длительные репетиции стало не совсем просто. Одно дело, если ты работаешь или учишься в ХГПИ, другое – если ты учитель или директор школы, да еще и за пределами Херсона. Впрочем, никто не настаивал на отказе от ежегодных выступлений «Березки», и такой вопрос вряд ли бы возник, если бы не одно обстоятельство…

Дело в том, что за несколько дней до 15-го концерта «Березки» мы получили у ректора института Павла Егоровича разрешение собраться с семьями после завершения выступления в помещении столовой ХГПИ и по-доброму отметить юбилей. Поэтому никто из нас не сомневался, что что-то может помешать этому мероприятию, и явились на праздничный концерт не только с женами и подругами, а и с сумками с провизией, лимонадом и легкими напитками. Но так получилось, что Павел Егорович сообщил о своем согласии только председателю студенческого профкома Илюше Когану, а ни проректор по учебной работе Виктор Федорович Байдак, ни проректор по АХР Иван Андреевич Градиль об этом не знали. И поскольку во время концерта в адрес Ивана Андреевича традиционно прозвучала очередная порция критики, связанная с проколами хозчасти в общежитиях и учебных корпусах, он по понятным причинам не был склонен идти навстречу «Березке» и давать разрешение на вход в столовую. Проще было запретить мероприятие руками В.Ф.Байдака под предлогом борьбы с пьянством… Такой поворот событий, конечно же, не прибавил активистам ансамбля желания выкладываться как прежде. Во всяком случае, именно после 1975 года отчетные концерты «Березки» престали быть ежегодными. Речь скорее шла преимущественно о выступлениях 1 раз в 5 лет, хотя и были приятные исключения. Так, после юбилейного концерта 1985 года прошло 2 года и у ребят появилось желание выступить в канун 8 Марта 1987 года. Следующие концерты состоялись в1990 и 1995 годах. Но между ними были еще два внеочередных концерта, в 1996-м и 1998-м годах, – последний за два года до сорокалетнего юбилея.

Что касается юбилейных выступлений ансамбля, то обычно они вызывали эмоциональный подъем у ребят из «Березки» как тех, кто начинал в 60-е годы, так и тех, кто пришел к нам в 70-е годы или позднее, в 80-90-е годы. Многими ребятами двигало желание напомнить о себе и преподавателям, и новому студенческому пополнению. Поэтому мы как руководители ансамбля поощряли эту активность, в то же время старались объяснить молодежи, что наш возраст и занимаемое положение не позволяют снижать уровень выступлений, и стремились выпускать на юбилейные концерты лишь отработанные, отшлифованные номера. При этом нередко включали новые жанры, новые миниатюры, песни, композиции. Например, на 15‑летие «Березки» была специально поставлена сценка «И сотворил Бог женщину», в которой участвовали авторитетные ветераны ансамбля Л.Громов (бог Саваоф), В.Сорин (апостол Петр), В.Чарнецкий (апостол Павел), А.Кузнецов (Адам), Г.Везумский (Ева), С.Могилянский (ведущий, он же имитатор звуков). Особое внимание ребята уделили подготовке строевой армейской песни. В 1975 году прозвучала песня Ю.Гуляева «Прости, красавица», которая сопровождалась выходом на сцену и уходу со сцены мужского вокального ансамбля строгим строевым шагом под ритмичные удары малого барабана Владимира Чижиченко. Номер прошел настолько удачно и был так тепло принят зрителями, что мы возвращались к армейской тематике еще не раз. Например, на 20-летие «Березки» было подготовлено попурри «Букет из армейских песен» («Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», «Маруся от счастья слезы льет» и другие). А через пять лет, на 25-летие ансамбля, прозвучала песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», в которой повествовалось о пребывании в провинциальном городке отряда гусар летучих…На юбилейном 15-м концерте «Березки» широко были представлены новые миниатюры: «Школьники» (Г.Везумский, А.Разинский), «Взрослые как дети» и «Роза Беляшова» (А.Разинский, А.Кузнецов).

Лауреаты І Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества А.Кузнецов, А.Разинский

Следует сказать, что последняя пара наших стэмовцев настолько прибавила в мастерстве, что обратила на себя внимание руководства Херсонской областной филармонии. После того, как ребята стали лауреатами І Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, им предложили перейти на профессиональную сцену и выступать в составе концертной группы филармонии. У них появился автор текстов (Аркадий Финкель из Днепропетровска), который начал писать специально для этой пары конферанс, сценки, монологи и т.п. Прошло несколько лет и талантливые ребята, бросив все (школу, ПТУ, Дворец культуры текстильщиков) отправились в длительные гастроли по Союзу. Их ожидало большое будущее, такой же успех, как позднее у «Кроликов» (В.Моисеенко и В.Данильца). Но в какой-то момент голубоглазый красавец Анатолий решил, что концерты в кишлаках и горных аулах – не его стихия, и уехал, бросив напарника и коллег из концертной бригады (помните эпизод с контрабасом?). Его манили голубые «Фиаты», романтика междугороднего перевозчика пассажиров, перспектива «грачевания» по улицам Херсона. А жаль! Талантливый был юноша! Умел держать паузу, прекрасно владел шестиструнной гитарой, имел тонкий музыкальный слух. А как пел! Как чувствовал ритм и гармонию! Но распорядиться собой не сумел. В итоге потерялся сам, а, главное, потерял коллектив, с которым работал и мог достичь ощутимых успехов…

Впервые на упомянутом выше 15-ом юбилейном концерте «Березки» зрители увидели демонстрацию мод, которую под комментарий физика Александра Сотника и музыкальное сопровождение инструментального трио под управлением Л.Громова (Л.Громов – аккордеон, Г.Ищенко – бас-гитара, В.Чижиченко – ударные) представляли «супермодели» А. Бабанин, Г. Везумский, В.Сорин, В.Делиев, А.Разинский, Ю.Соколов.

Например, Саша Бабанин выходил в повседневном платье под названием «Акселератка Магдалина», предназначенном для девушек среднего и старшего школьного возраста и студенток-первокурсниц, рост которых превышает 180см. Согласно комментариям А. Сотника, «это платье сшито из плотно облегающей ткани, имеет отложной воротничок, широкий рукав со спущенным плечом, а мягкая складка на широких плечах образует сзади стойку. Выразительность и стройность молодой фигуры подчеркивает маленький поясок с кисточкой или без нее. Современное дополнение к костюму – маленькие сумочки-мешочки, которые носятся сзади ниже пояса или спереди на груди. Сумочку можно сшить и самому из доступных материалов – крокодиловой кожи женских сапог финского или датского производства».

Интересную модель весеннего платья «Грачи прилетели» продемонстрировал Вадим Сорин. По заключению ведущего А.Сотника, «эта одежда свободного покроя типа «Сафари», живая трапеция придает женской фигуре эффективность, конструктивные швы в сочетании с декоративностью символизируют приход ранней весны, пробуждение природы». А вот А.Разинский завершал показ пятой модели – вечернего платья для деловых женщин под девизом «Отцвели уж давно хризантемы в саду» с яркими розами на темном фоне. «Платье приталено снизу, подчеркивает грациозность и пластичность женской фигуры. Крупные цветы, создающие колористический контраст со строгостью форм в сочетании с доступностью и независимостью, делают фигуру еще более привлекательной и загадочной. Обувь модельная с отделкой из дорогостоящих сортов кожи и замши. В моду так же войдут чулки с петельными узорами в виде дыр, которые придают наряду неповторимый рисунок. Такие чулки нетрудно изготовить самой в домашних условиях, пропалив утюгом либо зацепив за выступающие части мебели».

Главной задумкой 15-ого юбилейного концерта была передача эстафеты от ветеранов «Березки» молодежи. Роль символической эстафетной палочки играло березовое бревно длиной 120 см и диаметром 15 см, которое внес на сцену после окончания заключительной танцевальной сюиты первый художественный руководитель «Березки» Леонид Громов и торжественно вручил впервые выступившему в подобном концерте первокурснику Андрею Шипко, который стал одним из активнейших членов ансамбля – чтецом, ведущим, а впоследствии вместе с агитбригадой ХГПИ «Поиск» завоевал главный приз республиканского конкурса агитбригад Украины, после чего защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, получил звание доцента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: