Введение экономическая сущность и задачи инвестирования

Лекция 4 Инвестиционное проектирование

В мировой практике широкое распространение получило финансирование инвестиционных проектов, когда основным обеспечением предоставляемых кредитов является сам проект. Иными словами, доходы, которые получит создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем.

Такая практика получила название «Проектное финансирование» и является действенным финансовым инструментом. Особенно это касается капиталоемких отраслей, к которым транспорт и его инфраструктуру можно отнести в полной мере.

Организация финансирования инвестиционного проекта должна включать следующее:

1. Участие в проекте солидных и подготовленных к сотрудничеству партнеров.

2. Квалифицированная подготовка технико-экономического обоснования и его предварительное согласование с банком (если банк будет участвовать в проекте в качестве кредитора, гаранта или агента, т.е. организатора финансирования).

3. Достаточная капитализация проекта.

4. Удовлетворительное решение вопросов строительства и эксплуатации проекта.

5. Транспортировка и маркетинг продукции.

6. Четкое определение проектных рисков и их разделение между участниками.

7. Наличие соответствующего пакета обеспечения и гарантий.

Значительная часть инвестиционных проектов финансируется за счет собственных средств учредителей. Эта практика соответствует общему подходу к финансированию новых проектов, когда расходы и риски должны преимущественно нести сами инициаторы (они же – учредители) проекта, которые как акционеры имеют возможность получить высокие доходы, а кредиторы могут рассчитывать на своевременный возврат кредита и процентов.

Ценовая (тарифная) политика должна обеспечивать транспортным предприятиям возмещение общественно необходимых издержек и необходимую финансовую поддержку для сохранения и укрепления транспортного потенциала страны и сокращения транспортных затрат в конечной цене произведенной продукции.

Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах мира указывает на то, что тарифная политика рассматривается как единая ценовая политика. И это не элемент внутриотраслевого экономического механизма, а важнейший фактор стабильного развития всей экономики и социальной сферы. При этом ценовые решения – одна из основных забот конкретного предприятия (фирмы), так как от цены будут зависеть:

1. Конкурентоспособность.

2. Объем продаж продукции.

3. Доходность.

4. Положение на рынке.

5. Финансовая и деловая устойчивость.

Цена в любой системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функцию.

Как известно, различают два принципа ценообразования:

1. Затратный.

2. Маржиналистский.

По первому принципу цена – это денежное выражение стоимости услуг (товара). В его основе лежит трудовая теория стоимости. До экономической реформы в России по этому принципу строились все транспортные тарифы. В основу тарифов закладывались средняя себестоимость перевозок и определенный уровень рентабельности.

Переход страны к рыночной экономике потребовал изменения в построении транспортных тарифов, так как затратный механизм предполагает административное ценообразование. Именно это подтверждает его долгое использование в советской экономике. Такая концепция механизма формирования транспортных тарифов может осуществляться при дотационной поддержке со стороны государственного бюджета в условиях рынка.

В маржиналистской (противозатратной или рыночной) теории ценообразования основой формирования является предложение и спрос. Эта теория базируется на идее предельных состояний основных рыночных переменных:

• Производительности.

• Дохода.

• Издержек.

• Полезности.

• Спроса.

• Предложения.

Принцип же маржинализма заключается в нахождении такого предела указанных переменных и, прежде всего цены (тарифа), за чертой которого фирме нет смысла увеличивать объем производства, а потребителю невыгодно увеличивать объем потребления.

Необходимо соблюдение методологического единства принципа формирования и дифференциации тарифов на разных видах транспорта, единства методов определения нормативных затрат и накоплений, учета ценообразующих факторов, а также условий применения тарифных санкций и стимулов.

Расчет экономической эффективности принятия тех или иных решений студентами - транспортниками должен производиться в соответствии со следующим:

1. Выбор принципа ценообразования должен осуществляться в соответствии с типом предприятия и видом оказываемых услуг.

2. Требуется доскональное изучение рынка, что в условиях проектирования не всегда возможно, так как требует значительного статистического материала. Поэтому при маржинальном подходе лучше всего делать комплексные проекты, в которых будут участвовать как студенты транспортники, так и студенты-экономисты, так как это две очень крупные части проектирования и еще неизвестно, какая из них более важная.

Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, для достижения четко поставленных целей за заданный период и в установленный бюджет.

В числе прочих важными признаками проекта являются:

- изменения, как основного содержания проекта;

- ограничения во времени;

- ограниченности требуемых ресурсов;

- неповторимости или новизны;

- комплексности, и т.д.

Экономическая сущность и задачи инвестирования заключается в том, что одним из экономических ресурсов (факторов производства) является капитал, охватывающий товары производственного назначения - средства производства (машины, оборудование, транспортные средства предприятия, все виды инструментов, здания и сооружения, передаточные средства и т.д.). Такие товары называют инвестиционными товарами или ресурсами. Термины «инвестиционные ресурсы» или «капитал» являются синонимами. Применение этих терминов здесь не подразумевает деньги, которые ничего не производят, но являются источником приобретения машин, оборудования, информационных технологий и других средств производства.

Инвестиционные товары - это ресурс длительного пользования, который создается с целью производства большего количества товара или услуг и для получения прибыли. Для создания капитала необходимо время. Строительство новых цехов, внедрение новых технологий, создание новых изделий и услуг занимают несколько лет. Создание капитала на предприятии связано не только с финансированием издержек его производства, но и с решением задач реализации этого процесса во времени. Предприятия финансируют издержки производства капитала сегодня в расчете на будущие доходы, обусловленные использованием капитала в будущем производстве товаров и услуг.

Инвестирование (инвестиционный процесс) – это процесс простого или расширенного воспроизводства средств производства. Решение задач максимизации прибыли предприятия в долгосрочном периоде связано с вовлечением в производство новейшей техники и технологии, проведением технического перевооружения и реконструкции.

Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ по определению объекта инвестирования, финансирования капитальных вложений и контроль за их исполнением.

Предприятия производят инвестиции для сохранения или увеличения своей прибыли. При этом решается, будет ли за определенное время масса прибыли от инвестиций больше стоимости соответствующих издержек. Альтернативной стоимостью инвестирования будет рыночный процент с капитала, взятый по сумме средств, необходимых для приобретения нового капитала. Экономическое обоснование принятия решений об инвестировании является важнейшей и достаточно сложной задачей управления предприятием.

Инвестирование как долгосрочное вложения капитала с целью получения прибыли предполагает составление и оценку плана развития событий по мере достижения желаемого результата. Такой план называется инвестиционным проектом (investment project). Он лежит в основе принятия решений об инвестициях. Между началом инвестирования и моментом окончания срока жизни проекта всегда существует время, которое является временным лагом. Промежуток времени между/ моментом появления проекта и его ликвидацией называется жизненным циклом проекта (см. рис). Рисунок 1 Стадии инвестиционного проекта

Здесь наглядно показаны три стадии ИП: прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная.

Первая стадия включает в себя комплекс работ перед началом инвестирования. В этот период формулируются конечные цели проекта, основанные на маркетинговых исследованиях и способы их достижения. Обязательно учитываются экономические, политические, социальные и технические факторы. В это время проводится первое укрупненное ТЭО. Альтернативные варианты оцениваются по критериям стоимости и прибыли. Точность оценки 25-40%. Главное – обосновать преимущество выбранного варианта перед альтернативным.

В прединвестиционную стадию включается и планирование проекта - разработка структурно определенной последовательности этапов работ, ведущих к достижению целей. В разработке плана реализации проекта принимают участие группы инженеров, работники материально-технического снабжения, по возможности потенциальные строители и другие специалисты. Понятно, что разработка плана теми специалистами, которые будут его выполнять, является важной предпосылкой достижения целей проектирования. Планирование не заканчивается на стадии разработки первоначального плана, оно является непрерывным процессом. При этом показатели планирования, временной интервал и цели меняются в соответствии с целями непосредственной реализации проекта.

Важной составляющей прединвестиционной стадии является и, так называемая контрактная фаза, связанная с составлением квалификационных требований и отбором потенциальных исполнителей проекта, инвесторов, оформлением контрактов. На прединвестиционной стадии проводится эмиссия акций и других ценных бумаг. Данная стадия должна заканчиваться получением развернутого бизнес-плана инвестиционного проекта.

Все перечисленные составляющие прединвестиционной стадии в мировой практике принято ранжировать по трем уровням: исследование возможностей, подготовительные (предпроектные) исследования, технико-экономические исследования.

Различие между указанными уровнями достаточно условно. Стоимость проведения прединвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат составляет от 0,8% для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций. Основные информационные блоки прединвестиционного исследования в соответствии с международным опытом следующие:

- цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение;

- маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика): материальные затраты;

- места размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;

- проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объемы строительства, конструкторская документация и т.п.);

- организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды и т.п.):

- кадры (потребность, обеспеченность, график работы, условия оплаты, необходимость обучения);

- график осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пуско-наладочных работ, период функционирования);

- коммерческая (финансовая и экономическая) эффективность проекта.

Выполнение перечисленных работ хотя и не включается в стадию непосредственного инвестирования, требует затрат времени и ресурсов. При переходе к непосредственному осуществлению проекта эти затраты объединяются в предпроизводственные затраты и относятся на себестоимость продукции через механизм амортизационных отчислений.

Принципиальной особенностью инвестиционной стадии развития проекта является выполнение работ, требующих относительно больших затрат и носящих необратимый характер. Однако на этой стадии реализация проекта не позволяет получить средства, достаточные для дальнейшего развития и окупаемости затрат. Вместе с детальным (рабочим) проектированием и поставками оборудования проводится строительство, которое связано: с закупкой строительных материалов, изделии и конструкций, наймом рабочих, арендой строительного оборудования, выполнением строительных, монтажных и пусконаладочных работ, сдачи-приемки готовых объектов в эксплуатацию. Практика показывает, что наибольший вес по трудоемкости в реализации проектов имеет деятельность по рабочему проектированию, поставкам (закупкам) и строительству. Итогом данной стадии является формирование постоянных активов предприятия: зданий, сооружений, передаточных устройств рабочих машин и оборудования и т.д. На инвестиционной стадии имеют место и сопутствующие затраты, например, расходы на обучение персонала, проведение рекламных мероприятий, пусконаладочные работы Частично эти затраты относятся на себестоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично включаются в состав предпроизводственных затрат.

С момента ввода в действие основного оборудования начинается эксплуатационная стадия. Этот период характеризуется началом производства продукции и услуг, соответствующими текущими издержками и поступлениями. Очевидно, что продолжительность этой стадии прямо связана с величиной получаемого дохода и уровнем компенсации всех видов затрат инвестиционного проекта. Понятно, что эксплуатационная стадия, строго говоря «пересекается» с инвестиционной: непосредственно производственная деятельность может осуществляться в условиях продолжающихся инвестиций.

Эффективная реализация замысла проекта возможна при строгом согласовании всех стадий, работ и ресурсов. Объективным условием успеха является управление процессом выполнения инвестиционного проекта, представляющее собой определение, установление, регулирование и развитие связей между элементами проекта, обеспечивающих достижение поставленных перед проектом задач. Управление проектами является самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и цели и применяющей положения системного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: