Понятие «персональное консультирование сотрудников» объединяет комплекс разнообразных услуг по развитию сотрудников. Раньше других появились и все более широко используются программы для сотрудников, злоупотребляющих алкоголем или другими психоактивными веществами. Во многих организациях предлагаются также консультационные услуги по правовым, супружеским и психологическим проблемам и программы финансового консультирования. Более поздняя тенденция — это информационное консультирование для групп сотрудников, которые сталкиваются со специфическими проблемами; в корпорации Lotus Development сотрудникам предлагаются бесплатные лекции на различные темы, в том числе о СПИДе. Кроме того, все больше организаций заранее предлагают всем своим сотрудникам консультационные услуги и помощь в планировании изменений, связанных с уходом на пенсию.
В некоторых организациях постоянно или по совместительству работают специалисты по консультированию сотрудников. Другие организации приглашают для этого профессионалов, работающих по контракту, пли заключают постоянные договора" с различнымиагентствами или учебными заведениями. Кэйроу провел всеобъемлющий обзорисследований но этой теме, в котором также описал характер и масштабы использования консультирования на промышленных предприятиях.
В частности, достигнут значительный прогресс в области классификации и терминологии, и сейчас стал общепр-тым термин «программа помощи сотрудникам». По определению, программы помощи сотрудникам (ППС) - это «политика, процедуры и услуги консультационного характера с целью выявления сотрудников, у которых имеются личные, эмоциональные или поведенческие проблемы, мешающие выполнению работы, или с целью оказания им помощи».
К середине 1990-х годов примерно половина всех американских трудящихся имели доступ к ППС того или иного типа. Для успешного функционирования этих программ необходимы такие основные компоненты, как поддержка со стороны высшей администрации и непосредственных начальников, укомплектование штата квалифицированными специалистами, учет социокультурных и демографических особенностей работников и механизмы информирования сотрудников об этих профаммах. В частности, знакомство с программой и ощущение пох!ержкисо стороны высшей администрации влияют на уверенность сотрудников в том, что программа им поможет. Наличие или отсутствие этой уверенности, в свою очередь, во многом определяет, воспользуются ли сотрудники данной программой. Супервизоры чаще всего рекомендуют воспользоваться ППС сотрудникам, которые демонстрируют такие виды поведения, как частые невыходы на работу, раздражительность, снижение производительности труда и апатия.