Г. Тард отвечает: социальная жизнь – это, прежде всего, социальное взаимодействие, а оно возникает на основе подражания – взаимного влияния одного «Я» (индивида) на другое «Я» (индивида) в результате непреодолимого, психического стремления людей к подражанию друг другу. Психологическое стремление людей к подражанию предшествует всем социальным отношениям.
Итак, подражание – это элементарный факт социальной жизни, его первичная клеточка. (вспомним, у Э.Дюркгейма – социальный факт, у М.Вебера – социальное действие). У Г. Тарда – подражание.
Что такое подражание?
Г. Тард так отвечает: В природе действует биологический закон наследственности, в обществе – социальная жизнь создается законами подражания.
«Социальный организм, по существу своему, подражательный и … подражание играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах»[7].
Например, изобретение пороха, ветряных мельниц, азбуки Морзе и т.п. – дает толчок новому подражанию, и для социальной науки эти изобретения представляют то же, что для биологии образование нового вида животного или растения; для физики – появление наряду с электричеством, светом – нового рода движения; для химии – образование нового элемента.
Подражание – непреодолимое психическое стремление людей подражать другому.
Подражание – основная движущая сила прогресса, главная идея теории Г. Тарда.
Таким образом, подражание здесь выступает как некая объективная данность (закон), присущий человеку от природы. Человеку присуща естественная психологическая потребность к однообразию: «быть как все».
Однако в подражании человека присутствует и сознательная передача одним сознанием другому необходимых элементов.
Наибольшей заразительностью являются следующие побуждения:
1. Жажда - более заразительна, нежели алчность (например, жажда алкоголя, чая, кофе…)
2. Половое вожделение (разврат) – обладает большей заразительностью, чем жажда.
3. Любопытство – источник революции.
4. Доверчивость, покорность – условия для заимствования, подражания.
5. Зависть – движущая сила общественных изменений.
6. Верования.
7. Хотения.
Г. Тард выявил многообразные виды подражания.
«Всякие сходства социального происхождения представляют прямое или косвенное следствие подражания во всевозможных его видах: подражание-обычая или подражания-моды, подражания-симпатии или подражания-повиновения, подражания-обучения или подражания-воспитания, подражания слепого или подражания сознательного и т.д.»[8]. «Подражание может быть сознательным или бессознательным, рассудочным или самопроизвольным, добровольным или невольным»[9]. Напр. подражание акцентам, манерам, идеям, чувствам.
Главными Г. Тард считал 3 типа подражания:
1) взаимное подражание,
2) подражание обычаям и образцам,
3) обдуманное подражание (идеалу).