Структура и состав ГАС «Выборы»

Эксплуатация, использование и развитие государственной автоматизированной системы «Выборы» происходит на основе следующих принципов:

1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума;

4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы»;

6) обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий;

7) обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах "ГАС Выборы", в соответствии с федеральными законами;

8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

10) недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети «Интернет»;

11) недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы»[8].

Программное обеспечение системы состоит из общего программного обеспечения (ОПО) и специального программного обеспечения (СПО). В качестве ОПО используется операционная система Windows корпорации Microsoft и СУБД Oracle. СПО полностью является отечественным и разработано специалистами российских предприятий. Для реализации функций подсистем потребовалась разработка СПО очень большой емкости - ориентировочно 950 Мб программного кода, из них 550 Мб разработки ФГУП НИИ "Восход" и 400 Мб - соисполнителей[9].

Основной объем базы данных ГАС «Выборы» составляет информация об избирателях - это около 109 млн записей.

Состав информационных ресурсов ГАС «Выборы»:

1. персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

2. информация о ходе и об итогах голосования;

3. картографическая информация об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований;

4. информация, связанная с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

5. информация о нормативных правовых актах о выборах и референдумах;

6. справочная информация[10].

Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 года № 20-ФЗ ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, предназначенной для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также решения задач, не связанных с выборами[11].

Структура ГАС «Выборы» как совокупность комплексов средств автоматизации (далее КСА), образующих многоуровневую территориально распределенную информационно-вычислительную среду, полностью соответствует масштабу и структуре избирательной системы России и поддерживает ее работу на всей территории страны.

В настоящее время ГАС «Выборы» представляет собой одну из самых крупных постоянно функционирующих информационных систем страны, охватывающую все муниципальные образования и сельские административные районы.

Система построена по принципу иерархии, она поднимается с местного уровня КСА территориальных избирательных комиссий (ТИК), избирательных комиссий муниципального образования (ИКМО) на региональный уровень КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ИКСРФ), а затем на уровень КСА ЦИК России.

Опорным звеном ГАС «Выборы» является КСА ТИК. Территориальная избирательная комиссия координирует работу участковых комиссий. Как правило, на ТИК возлагается функция ИКМО.

ГАС «Выборы» обслуживают более 3 тысяч системных администраторов, входящих в состав информационных центров ИКСРФ, прошедших специальную подготовку и получивших сертификат на право эксплуатации КСА ГАС «Выборы» в порядке, установленном ФЦИ при ЦИК России.

Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» в целом обеспечивает ФЦИ при ЦИК России. Эксплуатацию и развитие фрагментов ГАС «Выборы», функционирующих на территории субъектов Российской Федерации, осуществляют информационные центры избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Модульная структура дает возможность гибко перестраивать фрагменты системы в зависимости от решаемых задач при проведении выборов.

КСА ИКСРФ (региональный уровень) выстроены на основе локальной вычислительной сети с автоматизированными рабочими местами.

КСА ЦИК России состоит из автоматизированных рабочих мест, объединенных в многосерверную локальную сеть.

В состав ГАС «Выборы» могут входить КСА участковых избирательных комиссий (УИК) для обеспечения их деятельности, прежде всего для организации процесса голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума. В их составе могут быть комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного (сенсорного) голосования (КЭГ)[12].

Все КСА ГАС «Выборы» объединены в единую информационно-вычислительную среду посредством мультисервисной подсистемы связи и передачи данных.

Для обслуживания и обеспечения работоспособности комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы «Выборы», используется сеть сервисных центров подготовки системных администраторов.

Система позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах: планирование подготовки проведения выборов, учет избирателей, ввод сведений о кандидатах в депутаты, проведение голосования, подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов. В систему заложены функции согласования работы избирательных комиссий разных уровней, что практически в режиме реального времени позволяет подводить итоги голосования и с помощью средств отображения и интернета доводить их до населения страны.

Итоги голосования, подведенные с помощью ГАС «Выборы», считаются предварительными, а окончательными результатами выборов признаются данные, полученные на основе обработки бумажных протоколов. Надо отметить, что расхождения между предварительными и окончательными результатами выборов исчисляются тысячными долями процента и объясняются не какими-то недостатками электронной или «бумажной» методики, а запаздыванием передачи данных из некоторых особо удаленных точек страны. Эти расхождения никак не отражаются на реальном исходе выборов, и граждане нашей страны привыкли с доверием воспринимать итоговые цифры, полученные с использованием автоматизированной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: