double arrow

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

По вполне понятным причинам широкие круги обще­ственности очень мало знают о работе разведки. Люди, со­бирающиеся всецело посвятить себя работе в разведке или уже избравшие этот род деятельности, а также лица, ис­пользуемые разведкой в качестве консультантов,^ имеют лишь смутные представления о профессиональной точке зрения разведчиков на информационную работу разведки и о принципах этой работы. Цель настоящей книги состоит в следующем:

Во-первых, изложить некоторые идеи, касающиеся ин­формационной работы стратегической разведки, и тем са-


мым оказать содействие людям, занятым в этой области. В центре внимания при этом находятся практические ра­ботники, так как мы хотим оказать непосредственную по­мощь разведчику-исследователю, автору информационных документов или просто информатору, как в различных слу­чаях может быть назван работник информации.

Во-вторых, оказать косвенным путем помощь тем, кто контролирует деятельность разведчиков-исследователей или работает с ними, например редакторам, консуль­тантам.

В-третьих, отчасти положить в качестве побочной цели начало разработке доктрины информационной раз­ведывательной работы и установлению общности взглядов среди разведчиков.

Автор надеется, что его книга окажет непосредственное содействие разведчикам в следующих трех отношениях:

1) Укажет, как решать некоторые информационные
проблемы разведки в тех случаях, когда для этого мож­
но позаимствовать данные из других областей знаний.

Разведчику приходится сталкиваться с большим коли­чеством проблем, требующих для своего решения примене­ния новых принципов, понятий и методов. Однако весьма часто аналогичные проблемы решаются исследователями, работающими в области психологии или общественных наук. В связи с этим книга знакомит с имеющимися ре­шениями некоторых проблем и указывает пути использо­вания их в информации.

2) Укажет наиболее удачные методы решения инфор­
мационных задач.
Мы работаем над применением в инфор­
мации ряда методов, хорошо известных в военной науке
и в общественных науках, но являющихся новыми для
разведки. Мы не имеем права отказываться ни от какого
метода, который может оказаться полезным.

Разведчик должен добиться многого, располагая огра­ниченными возможностями. В его распоряжении имеется немного испытанных, методов, приемов, средств, специально выработанных — на основе практического опыта или в ре­зультате исследовательской работы — для применения в разведке. Поэтому важно, чтобы разведчик полностью ис­пользовал все имеющиеся полезные приемы. В этой связи можно указать на следующие проблемы, встающие перед



ГЛАВА


ВВЕДЕНИЕ




информацией: каким образом использовать данные, досто­верность которых «вероятна»? Не следует ли пользоваться данными, только «приближающимися к достоверным»? Допу­стимо ли ссылаться на «голое» мнение в разведывательных оценках? Есть ли такое понятие, как «национальный ха­рактер», и можно ли его учитывать в качестве одного из элементов при выработке разведывательных выводов точ­но так же, как учитываются знания о характере отдельной личности? Повторяется ли история? С помощью каких приемов можно сделать надежный разведывательный про­гноз?

Приходится удивляться, как много можно найти цен­ных приемов, применимых в информации.

3) Поможет избежать обычных ошибок. Когда развед­чик исходит из необоснованных предположений, исполь­зует непроверенные методы и легковесные заявления, часто на свет появляются внешне убедительные документы, цен­ность которых на деле является весьма сомнительной. Ут­верждения, из которых невидно, в какой мере мы уверены в их достоверности, часто вводят в заблуждение. Например, доказательства, основывающиеся на аналогии, доступны и могут быть полезны, но вместе с тем и чреваты ошибками. Однако нам не следует отказываться от возможно более полного использования ценных приемов только потому, что в них таятся некоторые опасности, если мы знаем, как их избежать.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Разведчикам об информационной работе

Думая над тем, как оказать помощь разведчикам, за­нятым информационной работой, автор исходил из пред­посылки/что эти люди приходят в разведку с хорошей под­готовкой в области естественных или общественных наук, знают определенную страну, язык или обладают другими специальными знаниями, которые будут применены в раз­ведке. Специальная подготовка разведчика может быть весьма различной, например в области экономики, метео­рологии, военного дела, географии отдельных районов.

В настоящей книге непосредственно не затрагиваются эти специальные области знаний. Здесь рассматриваются


только сведения, имеющие особое значение для информа­ционной работы разведки или требующие определенных корректив при использовании их офицерами информации. Рассмотрение изложенных автором идей может быть с пользой продолжено в более широком плане, чем это по­зволяют ограниченные рамки настоящей книги. В связи с этим в данном исследовании оставлено много «приоткрытых дверей», через которые читатель может увидеть много ин­тересного, что ждет использования в интересах информа­ции. Автор не только указывает на эти «двери», но также на­правляет мысль читателя после того, как он переступит их порог, показывая, как можно применить в информации мно­гое из того, что он обнаружит в других отраслях знаний.

Общий взгляд на предмет исследования

При исследовании такого малоизученного вопроса, как информационная работа стратегической разведки, в книге в целом сознательно применяется метод свободной дискус­сии, не связанной какими-либо условностями. Дискуссион­ный характер изложения — подход к одному и тому же вопросу с разных сторон — совершенно необходим в дан­ной области, поскольку здесь так мало сложившихся тра­диций и так немного сделано для выработки основных прин­ципов. В информационной работе, задача которой состоит в извлечении максимальной пользы из имеющихся фактов, чтобы действовать успешно, надо уметь правильно понять и оценить явления и видеть их в перспективе. Условием вос­приятия явлений в перспективе в процессе их осмыслива­ния, так же как и в физике, является обеспечение стерео­скопического эффекта, когда предмет виден более чем с одной стороны. Автор убежден, что изучение принципов информационной работы с различных точек зре­ния оправдывает себя, хотя и приводит к некоторым повто­рениям и делает изложение излишне пространным.

Ответы на многие вопросы даются в книге в неопреде­ленных, в так называемых «серых», а не в черных или бе­лых тонах '. Мы не избегаем спорных вопросов, но и не даем их «школярских решений».

1 У Тревельяна есть интересное замечание относительно истории: «Правда не пишется в серых тонах. Она состоит из черных и белых пя-

2 Заказ № 1972



ГЛАВА I


ВВЕДЕНИЕ




Книга состоит из трех частей. В первой части характе­ризуются предпосылки, составляющие основу всей ин­формационной работы. Автор рассматривает ее как одну из общественных наук. Приведя ряд определений, он перехо­дит к рассмотрению основных принципов информационной работы разведки. Автор приходит к выводу, что разведчик должен иметь свою особую точку зрения по таким вопро­сам, как законченность и своевременность исследования, гор­дость за написанный труд, и по другим вопросам, волную­щим ученого. Эта часть книги завершается изложением де­вяти принципов информационной работы разведки.

Вторая часть посвящена рассмотрению информацион­ной работы как процесса мышления. Автор показы­вает, что многие методы, с успехом используемые в мате­матике, логике, общественных науках и при написании ис­торических исследований, могут быть применены и в инфор­мационной работе. Материал этой части помогает развед­чику использовать многие действенные приемы работы, связанные с применением научного метода, правила твор­ческого мышления, общественные науки и теорию вероят­ностей. Делается это в соответствии со специально постав­ленной автором задачей — вооружить разведчика знанием самых совершенных приемов и методов умственного труда, необходимых ему в его практической деятельности.

В третьей части рассматриваются характерные особен­ности информационной работы разведки как профессии в отличие от научной деятельности в других областях. Делается это с практической целью. Автор отмечает имею­щиеся в настоящее время недостатки информационной ра­боты и предлагает меры, которые может принять каждый разведчик для повышения своей профессиональной квали­фикации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: