Сборы – что это такое

Игра «ГОРОД - САД»

Под редакцией: Буняшиной Е.И., Романовой Ю.В.

Составитель сборника: Ермакова С.А.

Дорогие друзья!

Если у вас в руках оказалось данное методическое пособие, значит жизнь в вашем детском объединении не стоит на месте. Вы ищете новые идеи, интересные дела. Одним из самых замечательных дел является проведение творческих сборов. Из пособия вы узнаете, что такое «сборы» и как их организовать. Надеемся, данные советы в совокупности с вашей фантазией породят необыкновенное сочетание творчества, радости и дружбы.

С уважением,

оргкомитет игры «Город-Сад».


Сборы – что это такое.

Постороннему зрителю может показаться, что творческие сборы – это скопление людей, бесконечно снующих в разные стороны. В действительности все обстоит иначе. Сборы – это интересное дело, где царит атмосфера радости, добра, взаимопонимания и дружбы. На сборах сливаются в едином творческом порыве взрослые и дети.

Однако в организации такого серьезного дела должен присутствовать холодный расчет. Необходимо решать множество насущных вопросов. А именно:

§ зачем организовывать сборы

§ где и когда организовать сборы

§ для кого организовать сборы

§ кто поможет в организации сборов

§ каково содержание сборов

Разберем подробнее каждый из пунктов.

§ Зачем организовывать сборы?

Определение целей и задач (целеполагание) сборов - один из наиболее важных и сложных этапов разработки. Почему? Потому что добиться результата в каком-нибудь деле можно, если точно знаешь, что именно хочешь добиться. Однако, как мы уже указывали, в практике обычно целеполагание является формальным: цели деятельности существуют сами по себе, а работа - сама по себе и никак с этими целями не связана. Хотя сразу оговоримся: бесцельной работа быть не может. Просто организатор детского движения "на бумаге" сформулировал одну цель, а воплощает в практике другую, часто даже не осознавая этого. Неточно, а тем более неверно, поставленные цели и задачи (псевдоцели и псевдозадачи) в процессе их реализации, не позволяют добиться положительного результата, приводят зачастую, к напрасной трате душевных и физических сил детей и взрослых. Это похоже на ситуацию в известной басне И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука". Неясные цели "лебедь, рак и щука" тянут в разные стороны, не позволяя "телеге" (детское объединение) сдвинуться с места (развиваться).

Определить цель - значит, построить деятельность педагога и воспитанников так, чтобы все звенья совместной деятельности работали на достижение этой цели.

Таким образом, цель - это осознанное представление результата

деятельности. Иначе говоря, это идея, которую надо реализовать. Но, не всякая идея становится целью. Для этого необходимо два условия. Во-первых, идея может превратиться в цель, если она осознается как потребность человека, объединения, организации и т.д. и, во-вторых, для ее реализации уже имеются необходимые условия.

И еще, необходимо уяснить: цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, '"нащупать" проблему и означает определить цель деятельности (т.е. решение проблемы). Проблема -это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием. Решение проблемы - выбор одного из многих существующих вариантов действий, позволяющих перейти от фактического состояния (чего, кого-либо) к желаемому. К примеру, старший вожатый в своей работе столкнулся с проблемой, низкая активность детей в общественной деятельности, отсутствие инициативы (реальное состояние). Поэтому он выдвинул цель - повышение активности детей, создание условий для развития их социального творчества (желаемое состояние). Реализовывать цель старший вожатый решил через создание системы детского самоуправления в объединении (вариант решения проблемы).

§ Где и когда организовать сборы?

При решении данного вопроса следует в первую очередь посоветоваться с администрацией школы. Наиболее часто сборы проводятся в самой школе или в детском лагере. Продолжительность различна: от одного (с утра до вечера) до нескольких дней (возможно с ночевками).

Необходимо продумать вопрос с организацией питания. Желательно привлечь к этому столовую. Если нет такой возможности, то один день (в обед) можно обойтись чаем и бутербродами.

§ Для кого организовать сборы?

Не стоит созывать всех учащихся поучаствовать в принудительном порядке. Сборы проходят хорошо только в том случае, если на них присутствуют увлеченные, творческие, активные ребята. Остальным создание отрядной газеты, подготовка к вечернему мероприятию может показаться необыкновенно скучной.

§ Кто поможет в организации сборов?

Естественно, такое грандиозное дело продумать и провести одному невозможно. Создание рабочей группы должно быть продуманным и целесообразным. В рабочую группу могут входить вожатые, оформители, оргкомитет.

Вожатые – ответственные, задорные учащиеся старших классов. На их плечи возлагается обязанность вести за собой отряд (команду, экипаж) ребят.

Оформители рисуют маршрутки, названия станций, плакаты, оформляют сцену и готовят зал к мероприятиям и т.д.

Оргкомитет занимается проведением регистрации, донесения до отрядов необходимой информации, организации дежурства в столовой и т.д.

В целом рабочая группа создается на ваше усмотрение. Ответственность за конкретные дела распределяется между членами такой группы.

§ Каково содержание сборов?

Содержание – это то, чем вы наполняете часы общения участников сборов. Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и дела должны планироваться многоплановые, т.е. стараться охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).

В течение дня выделяются три периода "утро", "день" и "вечер", когда можно с ребятами заниматься делами. Поэтому часто делается так: "утро" – изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" – проведение тематической эстафеты и "вечер" – проведение вечернего мероприятия.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но каждая команда начинает эстафету с разных этапов. С каждой командой бежит один вожатый. На каждом этапе ведущий рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под вечерним мероприятием понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд (отрядов), им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что при этом все находятся в одном помещении. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам.

Если вам показалось такое планирование однообразным, то не забудьте включить в свой арсенал дел интеллектуальные игры, стартинейджеры, вечерние огоньки и т. п.

Среди прочих дел особое внимание заслуживают вечерние огоньки. Иными словами внутриотрядный «огонек», проводящийся вечером, после всех дел. На «огоньке» подводится итог прожитого дня, анализируется работа всей команды (отряды) и каждого в отдельности, создаются планы на будущее.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Данные материалы не являются описанием сборов. Это черновые разработки отрядных дел и тематических дней вожатых Всероссийского детского центра «Орленок». Надеемся, что с их помощью вы поймете, как придумываются и разрабатываются новые игры и мероприятия, что они помогут вам наполнить интересным содержанием программу ваших сборов, а, может быть, подскажут идеи проведения новых интересных дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: