Институт педагогики и психологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Материалы к курсу
"РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
Учебное пособие
Специальность: 032000 – "Специальная дошкольная педагогика и психология"
Череповец
Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № __ от _________.05 г.
Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол №___ от ___________.05 г.
Составитель: к.п.н. Е. Б. Карпушина
Рецензенты:
Научный редактор:
© Череповецкий государственный университет, 2005
Введение
Данное пособие составлено в соответствии с примерной программой дисциплины "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения" (Кириллова Л.И., Братанова О.А., 2001г.), рекомендуемой Министерством образования Российской Федерации для специальности 032000 -"Специальная дошкольная педагогика и психология".
Цель данного пособия: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам развития зрительного восприятия в объеме, необходимом тифлопедагогу для успешного воспитания и обучения детей в специальном дошкольном учреждении, для использования методов коррекции и компенсации зрения в зависимости от зрительного восприятия и общего развития ребенка.
Научно-теоретической базой усвоения студентами содержания специальной методики является предшествующее изучение студентами курсов «Общая психология», «Общая педагогика», «Дошкольная педагогика», «Клиника зрительных расстройств у детей», «Тифлопсихология», «Дошкольная тифлопедагогика».
В ходе изучения данного курса студент должен:
1) иметь представления об общих и специфических свойствах зрительного восприятия при нормальном зрении и при его нарушениях;
знать особенности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников, детей с остаточным зрением и с косоглазием и амблиопией; ознакомиться с программами по развитию зрительного восприятия детей с недостатками зрения, представлять основные направления и методы коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста с недостатками зрения в специализированном детском образовательном учреждении;
2) уметь проводить психолого-педагогическое обследование зрительного восприятия детей при нормальном зрении и при глубоких нарушениях зрения; анализировать данные наблюдений и обследования детей дошкольного возраста;
3) приобрести практические навыки составления конспектов занятий, уметь подготовить индивидуальный (в соответствии со зрительным восприятием) дидактический материал, необходимый для коррекционной работы;
4) уметь осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от тяжести и характера зрительного недостатка, уровня развития зрительного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы; уметь проводить коррекционную работу по исправлению выявленных вторичных отклонений; проводить коррекционные занятия с детьми индивидуально и в подгруппах; уметь обеспечить взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями, медицинскими сотрудниками;