Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с недостатками зрения

Глава 1. Общие вопросы развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Проблема развития зрительного восприятия у частичновидящих, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием является одной из самых важных в тифлопедагогике. В современной тифлопедагогической практике известны различные тенденции в решении вопросов развития зрительного восприятия при обучении детей с нарушениями зрения. Особенно много споров вызвал вопрос использования остаточного зрения при обучении слепых детей. Согласно одной точке зрения – остаточное зрение не следует использовать; учебный процесс должен базироваться исключительно на осязании (система Л.Брайля, перекодирующие устройства, читающие машины) и слуха (система "говорящая книга", и др.). Согласно другой точке зрения – даже предельно низкое зрение не следует игнорировать, и оно может быть использовано при обучении. Офтальмологи до последнего времени чаще всего придерживались первой точки зрения, имея в виду необходимость сохранения остаточного зрения для последующей жизнедеятельности; и поэтому функциональные возможности и свойства такого зрения не изучались. Тифлопедагоги, как правило, были сторонниками второй точки зрения, основываясь на том, что использование даже неполноценного небольшого зрения в сочетании с другими анализаторами дает возможность для значительного увеличения объема информации и поэтому приводит к положительным изменениям в развитии личности. Однако они имели четких указаний относительно диапазона использования остаточного зрения и способов его охраны.

Эти точки зрения сложились не случайно. Отношение ученых, врачей и педагогов к глубоко нарушенному зрению детей претерпевало определенную революцию. В начальный период организации обучения в специализированных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения остаточному зрению не придавалось никакого значения, что, впрочем, можно понять, учитывая небольшой процент детей, обладающих им. Более того, в целях полного выключения зрения предлагалось затемнять помещения, накладывать на глаза повязки и т.д. Подобные меры не могут быть оправданы ни с медицинской, ни с психологической точек зрения.

С течением времени изучению сохранившегося у детей небольшого зрения уделялось все большее внимание. Стали появляться указания о возможностях его использования и тренировки. Так, в 30-х г.г. мы находим такие суждения в работах Ф.Цеха, П.Бюрклена, в 40-х г.г. – у Е.Фрамптона, в 50-х г.г. – у Б.И. Коваленко, Н.В.Серпокрыл. В 60-х г.г. с подобными рекомендациями выступали М.И. Земцова, А.И.Каплан, а также педагоги многих учреждений нашей страны, Пражской (Чехия), Латгаузской и Канзасской (США) и других стран.

В настоящее время проблемы использования остаточного зрения и развития зрительного восприятия привлекают особое внимание. Во многих дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения педагоги изыскивают специальные приемы и средства, которые создают возможность для успешного использования остаточного зрения в различных видах предметно-практической деятельности. Накапливается положительный опыт по развитию зрительного восприятия у детей с различными нарушениями зрения, он представлен, в частности в работах Н. Баррага (1977, США); М. Тобина, Ф. Туза, Е. Чепмана, С. Мос (1979, Великобритания), К Инде (1977, Швеция), А.И. Каплан, М.И. Земцовой (1980, Россия). В настоящее время вопросами разработки методики развития зрительного восприятия детей с нарушение зрения занимаются: Л.И.Солнцева, Л.И.Плаксина, Л.В. Фомичева, Л.П.Григорьева, М.Э. Берднадская, С.В. Сташевский, С.И.Кондратьева, Г.В. Никулина, Е.В. Артюкевич, И.В. Блинникова, О.Г.Солнцева.и др.

В основу созданных и создаваемых методов развития зрительного восприятия положено тщательное изучение в ходе разносторонних психофизиологических исследований в сочетании с клиническим анализом ведущего и сопутствующих поражений зрительной системы (формы, этиологии, времени поражения, локализации и пр.) функциональных возможностей нарушенного зрения. Все это произошло в результате развития детской офтальмологии. Крупнейшими детскими офтальмологическими школами в нашей стране стали: научно-исследовательские и учебные глазные институты. Ведущие офтальмологи: М.И. Авербах, А.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, М.М. Краснов, В.П. Филатов, А..В. Хватова и др. Достижения современной детской офтальмологии применяются при разработке методов и приемов развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Также в ходе коррекционной работы учитываются: состояние здоровья ребенка и

его нейропсихологической сферы в целом. Это позволяет повысить эффективность коррекции и компенсации нарушений зрения у детей.

В настоящее время значительная часть детей дошкольного возраста при нарушении зрении посещает специализированные учреждения, в которых проводится интенсивная лечебная работа в сочетании с коррекционно-восстановительными мероприятиями на фоне обычного режима жизни ребенка. Предотвращение отрицательного воздействия первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка - важная дидактическая задача, стоящая перед специализированным детским образовательным учреждением. Основное содержание этой задачи – целенаправленное управление развитием зрительного восприятия детей в соответствии с их зрительными функциональными возможностями и возрастными требованиями. Педагогическая работа по развитию зрительного восприятия может рассматриваться как специфический раздел специализированного педагогического процесса в ДОУ для детей с недостатками зрения. Конечной целью воспитания ребенка является подготовка его к активному участию в жизни в окружающей среде, к интеграции в действительности.

Методика развития зрительного восприятия является специальным направлением тифлопедагогики. Данная методика определяет процесс управления развитием зрительного восприятия детей с недостатками зрения.

В задачи методики развития зрительного восприятия входит:

1.Разработка принципов и методов управления развитием зрительного восприятия.

2.Обоснование методических приемов и форм организации коррекционно-педагогической работы тифлопедагога и воспитателей по развитию зрительного восприятия у детей с недостатками зрения.

Методика развития зрительного восприятия связана с рядом наук: общей и коррекционной педагогикой, общей и специальной психологией, методиками дошкольного обучения и воспитания, детской офтальмологией и др.

Методика предполагает обоснование содержания, методических приемов, форм организации педагогической работы тифлопедагога и воспитателя по управлению развитием зрительного восприятия.

Методы научного исследования, применяемые при разработке вопросов методики развития зрительного восприятия: изучение учебной деятельности частичновидящих, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием; изучение и обобщение опыта работы тифлопедагогов; проведение эксперимента и т.д.

Вопросы и задания:

1.Раскройте историю вопроса развития зрительного восприятия детей с недостатками зрения.

2.Что является предметом методики развития зрительного восприятия.

3. Назовите задачи, методы методики развития зрительного восприятия.

Литература:

1.Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

2.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб., 1998.

3.Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. – 1983. – № 6. – С. 73–76.

4.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1999.

5.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.


Глава 2. Физиологические основы управления развитием зрительного восприятия детей дошкольного возраста с недостатками зрения

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя (поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей). Определение восприятия по И.П.Павлову: основой восприятия является рефлекторный процесс с образованием временных нервных связей в качестве комплексных раздражителей.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило- так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичновидящих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Основные задачи зрительной системы при восприятии окружающего: обнаружение объекта; сличение; категоризация. Обнаружение объекта на базе выделения и различения основных признаков объекта: освещенность; контур; цвет; яркость; форма; размер; определение движений; ориентировка в пространстве. На основе комплекса признаков, их анализа и синтеза происходит сличение, а затем отнесение образа к определенной категории – категоризация. Таким образом, зрительное восприятие – это сложный психофизиологический акт (прием и обработка информации; выделение отдельных признаков изображений, объектов; сличение; эталонное сравнение; опознание образов). Анатомо-физиологической основой зрительного восприятия является зрительный анализатор. Зрительный анализатор включает в себя: периферический, проводниковой и корковый отделы. Зрительный анализатор играет большую роль в развитии ребенка.

Основные зрительные функции: центральное зрение, периферическое зрение; цветоощущение; цветоощущение; бинокулярное зрение. Методы исследования зрительных функций у детей подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Для развития зрительных функций большое значение играет соблюдение офтальмо-гигиенических условий

Восприятие основных признаков объекта.

1.Восприятие формы предметов. В форме отражаются качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета различает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал и т.д. Геометрические параметры характеризуют динамичность, статичность, мерность формы. В создании образа формы предмета большое значение играют движения глаз.

2.Восприятие величины предметов. Воспринимаемая величина предмета зависит от величины его изображения на сетчатке глаз и удаленности от глаз. Четкость восприятия различно удаленных предметов зависит от процессов аккомодации и конвергенции органа зрения.

3.Восприятие цвета и контраста. Значение цвета на различных этапах зрительного восприятия меняется. Зрительное восприятие зависит от цветоощущения.

4. Восприятие глубины и удаленности предметов зависит от состояния бинокулярного зрения.

5.Восприятие движений зависит от фиксации взора и прослеживающих функций глаз, а также от слуховых, тактильных и других сенсорных систем. Большую роль в восприятии движений играют зрительный и кинестетический анализаторы.

Основные типы зрительного опознания или восприятия изображений. Особенности восприятия простых пространственных признаков изображения (ориентации линий, фигур, местоположение изображения в поле зрения, величина изображения). Особенности восприятия формы изображений (предметные рисунки, геометрические фигуры, буквы). Особенности восприятия формы изображений (тех же) после длительной тренировки. Основные виды сличения: а) сукцессивное; б) симультанное.

Классификации детей с нарушением зрения

Системное развитие зрительного восприятия требует дифференцированного подхода, что связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого-педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта. Это знание позволяет провести разграничение детей с нарушением зрения на следующие основные группы: слепые (абсолютно слепые и частичновидящие), слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием. Но такой классификации для организации коррекционной работы по развитию зрительного восприятия недостаточно, необходима более дифференцированная. Нарушение зрения влияет на становление зрительного восприятия как психического познавательного процесса. Глубина и сила отрицательного воздействия на развитие функциональных механизмов зрительной патологии у разных детей неоднозначна. Это связано с одной стороны с тем, что зрительное нарушение каждого ребенка имеет свои особенности и характеристику, которая зависит от многих факторов, а с другой с тем, что развитие психических функций в онтогенезе происходит в результате приобретения ребенком индивидуального зрительного опыта, который формируется в разных условиях. Поэтому тифлопедагог, определяя направления работы по развитию зрительного восприятия должен знать следующие показатели психофизического развития детей:

– степень снижения зрения у каждого ребенка (тяжелая, средняя, слабая);

– функциональные резервы зрения ребенка (минимальные, средние, высокие);

– время возникновения и тяжесть сопутствующих заболеваний;

– время поражения зрительной системы (врожденное или приобретенное поражение);

– перспективы лечения зрительного заболевания (полное, частичное восстановление зрительных функций, снижение и потеря зрения).

Теперь подробнее остановимся на каждом показателе.

По степени снижения зрения детей разграничивают на три группы:

1) с тяжелым зрительным дефектом: сюда относят частичнозрячих и слабовидящих детей с остротой зрения на лучше видящий глаз с коррекцией до 0,2; детей с амблиопией и косоглазием с остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии. В.П.Ермаков отмечает, что наиболее значительное нарушение зрительного воспрития отмечается при остроте зрения 0,2 и ниже.

2)со средней тяжестью зрительного дефекта: слабовидящие дети с остротой зрения от 0,2 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией, детей с амблиопией и косоглазием с остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии.

3)со слабой степенью зрительного дефекта: детей с амблиопией и косоглазием с остротой зрения выше 0,4 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии.

Дошкольники, которые составляют эти три группы по степени снижения зрения могут иметь различные функциональные резервы и в зависимости от этого выделяют следующие группы:

1)дошкольники с минимальными функциональными резервами зрения (частичновидящие дети). Лечение заболевания не даст существенных результатов, а развитие зрительного восприятия будет осуществляться за счет стабилизации отдельных зрительных и за счет обучения детей видению на суженной сенсорной основе.

2)дошкольники со средними функциональными резервами зрения (слабовидящие дети с тяжелым зрительным дефектом и дети со зрительным дефектом средней тяжести). Функциональные резервы зрения этих детей выше, чем функциональные резервы частичновидящих. Это связано с ведущим заболеванием глаз: при аномалиях рефракции (миопии, гиперметропии) состояние отдельных зрительных функций кроме остроты центрального зрения у большинства детей остается в норме. Многие дети из этой группы имеют хорошие перспективы развития зрительного восприятия за счет вылечивания амблиопии. Но среди слабовидящих детей имеется небольшая группа, у которых зрительные функциональные резервы незначительные, к этой группе относятся дети с комплексными зрительными дефектами (например, миопия с нистагмом).

3)дошкольники с достаточно высокими функциональными резервами зрения (слабовидящие дошкольники со средней тяжестью зрительного дефекта, дети с амблиопией и косоглазием всех степеней снижения зрения).

В зависимости от степени снижения зрения и функциональных резервов зрения тифлопедагог подбирает наглядный материал для занятий.

Определяя содержание работы по развитию зрительного восприятия, планируя ее результативность, тифлопедагогу необходимо ориентироваться на вид и тяжесть сопутствующих заболеваний. Наличие сопутствующих заболеваний даже при средней тяжести затрудняет целенаправленное развитие зрительного восприятия. Среди частичновидящих часто нарушение зрения является частью комплексного дефекта (нарушение зрения и ЗПР, нарушение зрения и умственная отсталость, и др.). У них развитие зрительного восприятия как психического процесса осуществляется еще с большим трудом. У частичновидящих, у которых нет сопутствующих заболеваний, перспективы развития зрительного восприятия выше. У слабовидящих детей кроме нарушения зрения могут быть нарушения других функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и др. Соматические заболевания прямо не определяют качество зрительного восприятия, но косвенно влияют на работоспособность. У дошкольников с амблиопией и косоглазием частыми являются нарушения двигательной координации, расторможенность ЦНС, гиперкинезы и т.д. Эти нарушения могут прямо отрицательно воздействовать на развитие зрительного восприятия, и поэтому эффективность работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием во многом определяется целенаправленной работой по совершенствованию моторного компонента восприятия и двигательной системы ребенка в целом. Вид и тяжесть сопутствующего заболевания учитываются при определении содержания педагогической работы по развитию зрительного восприятия.

Направленность специального педагогического процесса зависит от времени появления зрительного заболевания: врожденное или приобретенное. Подавляющее большинство частичновидящих и слабовидящих имеет врожденное заболевание глаз и есть среди них небольшая группа с приобретенными. К приобретенным заболеваниям, в частности, относится амблиопия. При врожденных формах нарушения зрения условия становления зрительного восприятия являются более неблагоприятными, чем при приобретенных. Врожденный дефект с первых дней жизни влияет на развитие зрительных функций и оказывает отрицательное воздействие на становление единой зрительно-двигательной координации. Дети с врожденными заболеваниями глаз к дошкольному периоду имеют стойкие нарушения в сенсомоторной сфере, и в частности, нарушения зрительного восприятия.

Различие направлений специального педагогического процесса по развитию зрительного восприятия ребенка при наличии у него врожденного или приобретенного нарушения зрения.

Перспективы лечения заболевания глаз и восстановления зрительных функций являются критерием определения объема и интенсивности педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей. Положительные результаты лечения не всегда означают восстановление зрения до нормы. Это предполагает следующий положительный эффект: повышение остроты зрения, повышение функциональных возможностей. Повышение зрительных функциональных резервов создает основу для визуализации всего чувственного опыта, т.е. создается ситуация, когда зрительные функции снижены, но зрительное восприятие играет доминантную роль при познании окружающего мира. Бесперспективность офтальмологических мероприятий ориентирует тифлопедагога на создание полисенсорной основы формирования у ребенка чувственного опыта и ориентирует на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания окружающего мира.

Определяя содержание работы по развитию зрительного восприятия, планируя ее результативность, тифлопедагогу необходимо ориентироваться на перспективы лечения зрительного заболевания. Важным направлением коррекционной работы с частичновидящими и слабовидящими детьми является развитие у них зрительных функций, у детей с амблиопией и косоглазием - восстановление их до нормы.

Важным условием организации и реализации специальной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является знание контингента и умение тифлопедагога осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Планируя и определяя содержание работы, тифлопедагогу необходимо исходить из особенностей дефекта каждого ребенка. Для каждого ребенка рекомендуется составлять индивидуальную программу адекватной специфической стимуляции зрительной системы в зависимости от структуры дефекта.

Следует строго соблюдать определенные условия проведения занятий. Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне и ее повышение – светобоязнь). Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала – 20-30см. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов; поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут. В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов, способствующая уменьшению напряжения аккомодации, или же адаптация к белому фону средней яркости. Определенные требования предъявляются к наглядному материалу, изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношения элементов, время экспозиции и т.д.). Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60-100%); его угловые разметы подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения. Приведем примеры, как необходимо учитывать тип зрительных нарушений при подборе наглядного материала. При периферических дефектах поля зрения и относительно сохранной центральной зоне визуальная стимуляция должна проводиться с помощью объектов средних угловых размеров (3-5 град.) с высоким контрастом (60-100%). При наличии центральной скотомы зрительная система активируется с помощью изображений больших угловых размеров (5-10 град. и более), с усиленным черно-белым контрастом (60-100%). Время предъявления зрительного материла должно быть увеличено, так как временная разрешающая способность периферических областей значительно ниже центральной. При наличии центральных и парацентральных скотом рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловым размером свыше 10 град. При "трубчатом" сужении поля зрения визуальная стимуляция проводится объектами небольшого углового размера (1-3 град.) с локализацией их на центральной зоне поля зрения. Смешанные формы патологии (при высокой степени миопии с грубыми изменениями глазного дна, диффузной частичной атрофией зрительного нерва, при смешанных формах дистрофий сетчатки и т.д.) характеризуются наличием по всему полю зрения множества разных по размеру относительных и абсолютных скотом. В этих случаях, а также при нистагме (неконтролируемые глазные движения) проводится индивидуальный подбор характеристик для визуальной стимуляции. Хроматические объекты подбираются в зависимости от состояния цветового зрения.

Для большинства детей с недостатком зрения характерно сочетание нескольких глазных заболеваний, что определяет очень сложную картину нарушений восприятия. В связи с этим требуется комплексное диагностическое исследование, дифференцированный подход к процессу обучения и воспитания.

Психологи и педагоги общеобразовательных учреждений, в которые интегрированы дети с низким зрением, должны следовать изложенным выше рекомендациям в организации зрительной работы (без перегрузки), в подборе графического и иллюстративного материала для восприятия, а также темпа зрительной работы при выполнении обучающих заданий. Однако не все дети с нарушениями зрения могут быть интегрированы в массовые учреждения. Если ребенку требуется постоянное поддерживающее лечение органа зрения, медицинская коррекция и наблюдение, психологическая и тифлопедагогическая помощь (при наличии вторичных отклонений в психическом развитии), то он должен воспитываться и обучаться в специальных учреждениях. Это в первую очередь относиться к слепоглухим детям с резидуальным зрением (0,01-0,1), а также к детям с глубоким слабовидением и остаточным зрением. При прекращении коррекционных занятий у детей указанных категорий отмечаются ухудшение зрительного восприятия и входящих в его систему других когнитивных процессов. Для этих детей в специальных учреждениях должны быть созданы кабинеты визуальной реабилитации, в которых работают специалисты, гарантирующие высококвалифицированное, профессиональное проведение коррекционных занятия по развитию зрительного восприятия.

Вопросы и задания к разделу:

1.Что является физиологической основой зрительного восприятия?

2. Назовите основные зрительные функции.

3.Охарактеризуйте методы исследования зрительных функций у детей.

4. Как происходит процесс восприятия основных признаков объектов? 5.Охарактеризуйте классификации детей с недостатками зрения

6.Найдите данные о том, какие зрительные нарушения являются наиболее распространенными в детском возрасте.

7.Что должен учитывать тифлопедагог при организации коррекционно-педагогической деятельности?

Литература:

1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М., 1993.

2. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. – М., 1992.

3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.

4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

5. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.

6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб., 1998.

7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000.

Глава 3. Психологические основы управления развитием зрительного восприятия детей дошкольного возраста с недостатками зрения

Психологическими основами управления развитием зрительного восприятия являются ведущие положения психологии о сенсорном развитии ребенка, экспериментальные данные, раскрывающие особенности развития детей с недостатками зрения.

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Зрительное восприятие – это очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Акт зрительного восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: яркость, контраст между светлым/ярким/темным, цвет, контур, форма, размер, местоположение в пространстве, местоположение в окружающем мире, отдельные детали объекта. На основе этого комплекса признаков, их анализа и синтеза формируется зрительный образ, который принято считать образом-эталоном. В результате аналитического и синтетического сличения с эталоном осуществляется категоризация, то есть соотнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

Основные свойства зрительного восприятия при нормальном зрении:

1.Избирательность восприятия – выделение определенных объектов и явлений; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.

2.Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации. Система действий, обеспечивающих субъекту открытие предметности мира. Особенности формирования предметности восприятия у детей. Роль предметности в регуляции поведения.

3.Целостность восприятия – складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений: зависимость целостности восприятия от процесса сенсорного развития ребенка. Связь целостности восприятия с механизмами памяти (сличение образа с эталоном), мышлением (операции анализа, синтеза).

4.Структурность, детальность восприятия – умение использовать знания общих свойств объекта в процессе восприятия одного из них. Связь с целостностью восприятия, а также с взаимосвязанной деятельностью анализаторов.

5.Апперцепция восприятия – процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; связь восприятия с прошлым опытом; влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия; зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

6.Антиципация – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо. Уровни антиципации: субсенсорный (подсознательный); перцептивной (оперативная и долговременная память); представлений (панорамные образы, визуальные схемы); речемыслительный (обобщение, формирование гипотезы об объекте, событии).

7.Константность – относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта. Зависимость изменения облика объекта от многообразия условий их появления (удаленность от глаз; уровень освещенности; местоположение и т.д.).

8.Обобщенность восприятия. Взаимосвязь с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).

Предметность, целостность, структурность, апперцепция, антиципация, константность, обобщенность не являются изначальными свойствами, а возникают в процессе формирования зрительных образов в онтогенезе.

Взаимодействие восприятия с другими психическими процессами.

Зрительное восприятие взаимодействует с другими психическими процессами. На базовом сенсорно-перцептивном уровне (ощущение и восприятие) формируются так называемые первичные образы при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Представления (вторичные образы) соединяют наглядность с обобщенностью. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию т интеграцию, обобщение и систематизацию. Яркость, четкость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта. К уровню представлений относятся образная память, воображение, последовательные образы и т.д.. Взаимосвязь зрительного восприятия и памяти проявляется тогда, когда зрительные образы опознаются, формируются и сохраняются на различных уровнях памяти. Речемыслительный уровень отражения связан с формирование понятий и оперированием знаковыми системами. Взаимодействие зрительного восприятия и мышления проявляется в процессе категоризации, идентификации, сличения зрительных образов с эталонами, которые хранятся в памяти. Избирательность зрительного восприятия зависит от развития уровня внимания, от умения выделять нужный предмет, изображение из окружающего мира. Интенсивность и сроки развития словесной речи также связаны со зрительным восприятием.

Итак, системный образ включает все три уровня психического отражения. Регулирующая роль образа в обучении и поведении ребенка будет осуществляться только тогда, когда чувственные данные соединяются с рациональными. Образ, обедненный чувственными данными, не может обеспечить адекватную, эффективную регуляцию обучения и поведения.

Возрастные особенности зрительного восприятия.

Зрение начинает активно развиваться в самом начале жизни. У месячного ребенка при нормальном развитии мы можем зафиксировать следящие движения глаз за предметом. Сначала такие движения осуществляются в горизонтальной плоскости, позже появляется слежение по вертикали, и к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные движения глаз (например, круговые). Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется при нормальном развитии на втором месяце жизни, а к концу этого периода ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой. Со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах – формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. Они способны сосредотачивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений; выделять в них контуры, контрасты, простые формы; переходить от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами. Особенности развития зрительного восприятия от рождения ребенка до года: реакция на свет; формирование прослеживающих движений глаз; формирование зрительного сосредоточения; фиксация предмета; цветовосприятия; фиксация предмета двумя глазами (бинокулярная фиксация); зрительное восприятие формы и величины. Приблизительно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого ребенок пытается выявить скрытые свойства предмета. От 1 года до 2 лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к научению. При восприятии предметов дети вначале ориентируются на форму, а затем на их величину и только позднее - на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

На третьем году жизни ребенок может различать простейшие формы: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитической и синтетической деятельности. В частности, в данном возрасте появляется способность мысленно расчленять виденные предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Особенности развития зрительного восприятия от года до трех лет: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью; узнавание предметов по форме и величине в процессе их хватания и манипулирования с ними; переход к зрительной ориентировке.

Особенности развития зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста: усвоение систем сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, ориентировка в пространстве и т.д.); выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий; обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других; пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов; развитие целостного восприятия.

В возрасте 6-7 лет формируются механизмы опознания целостных образов, и этот возраст рассматривается как сензитивный период в формировании системной организации зрительного восприятия. В возрасте 9-10 лет усиливается межцентральная интеграция проекционной и заднеассоциативных областей коры, что сопровождается усложнением механизмов обработки зрительной информации. Созревание лобных областей после 10 лет играет важную роль в формировании механизмов категоризации. В возрасте 9-10 лет наблюдается значительное совершенствование активационных процессов мозга и организация внимания; формируется избирательное регулирование активационных процессов, обеспечивающих восприятие. Развитие восприятия как сложного системного акта идет длительное время – от рождения до 15-18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18-20 лет. В раннем возрасте формируются нейронные связи в первичной зрительной коре, а связи проекционной и ассоциативной областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.

Особенности зрительного восприятия при нарушении зрения.

Л.П. Григорьева отмечает, что восприятие реализуется механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия. Уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) существенно нарушено. У слабовидящих, частичновидящих, глухих с низким зрением вследствие сенсорной и общей психической депривации созревание структур мозга может быть замедленно. Индивидуальная деятельность и опыт ребенка могут быть существенно ограничены. Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых.

Особенности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников: процесс восприятия спонтанный, низкого качества и малого объема; частичное узнавание объектов; произвольное перечисление объектов сюжетного изображения, с установлением неверных причинно-следственных связей и отношений. Дети с косоглазием и амблиопией в плеоптический период лечения ("выключается" лучшевидящий глаз) имеют те же зрительные возможности, что и слабовидящие, и даже частичновидящие.

При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия:

1.Избирательность восприятия зависит от изменений зрения: снижения остроты зрения, нарушения цветовосприятия, изменения поля зрения. Избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира.

2.Предметность зрительного восприятия зависит от светочувствительности, цветовосприятия, стереоскопического зрения, периферического зрения; а также от величины предмета, расстояния до глаз, освещенности, контраста между яркостью объекта и фона.

3.Целостность зрительного восприятия при глубоких нарушениях зрения характеризуется фрагментарностью, неполным, неточным отображением внешнего мира, что влечет нарушение детальности, структурности восприятия.

4.В процессе апперцепции при изменении зрения отмечается недостаточность предыдущего опыта, снижение полноты и точности отображаемого, неумение интерпретировать.

5.Все это нарушает осмысленность восприятия, ухудшает запоминание, сокращается зона константного зрительного восприятия.

6.Наблюдается связь нарушений антиципации (обеднение и деформация зрительных образов) с процессом сличения.

7.Обобщенность при слабовидении и остаточном зрении резко снижена: нет возможности вычленить, выделить главные, основные элементы, существенные признаки; взор фиксирует случайные элементы.

При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам нормально видящих. Однако, в целом эти образы адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.

Основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде коррекционных занятий.

Восприятие – это психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Педагогический процесс развития зрительного восприятия необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вопросы и задания:

1. Что является психологической основой развития зрительного восприятия у детей с недостатками зрения.

2. Назовите основные зрительные функции.

3.Охарактеризуйте процесс развития зрительного восприятия в онтогенезе. (Из разных литературных источников выберите и письменно оформите материал по теме «Развитие зрительного восприятия у нормально развивающихся детей в возрасте от 0 до 7 лет»).

4. Какие свойства зрительного восприятия при нормальном и нарушенном зрении?

5. Подготовьте сообщения по [6, с. 225–240] по следующим темам:

– «Природа восприятия»;

– «Константность восприятия»;

– «Осмысленность восприятия»;

– «Историчность восприятия»;

– «Восприятие и направленность личности».

Литература

1. Бадалян Л., Миронов А. Возрастная физиология и психология зрения // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 11. – С. 32–39.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.

3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг (психология зрительного восприятия). – М., 1970.

4. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.

5. Григорьева Л.П., Сташевский С.В., Кондратьева С. И. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

6. Немов Р.С. Психология. Кн.2: Психология образования. – М., 1994. – Гл. 3–5.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – Гл. 7.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000.

9. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.

10. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающим. – М., 1992.


Глава 4. Педагогические основы управления развитием зрительного восприятия детей с недостатками зрения в условиях учебно-воспитательного процесса специализированного детского образовательного учреждения

Педагогическими основами управления развитием зрительного восприятия являются положения общей педагогики. Они используются как обоснование направленности содержания, выбора методов и приемов коррекционно-педагогического процесса по управлению развитием детей дошкольного возраста. Выводы общей психологии о развитии нормальновидящих детей и специальной психологии о развитии детей с недостатками зрения позволяют положить в основу управления развитием зрительного восприятия общие психолого-педагогические принципы:

1) принцип комплексного подхода (проведение лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в комплексе);

2) принцип динамичности обучения (учет возраста, динамики, степени и характера зрительного недостатка и вторичных отклонений у каждого ребенка);

3) принцип развивающего обучения (учет на каждом занятии показателей имеющегося и необходимого уровня развития зрительного восприятия ребенка);

4) принцип системности и последовательности обучения (учет общих закономерностей развития зрительного восприятия ребенка, состояния его зрения, этапа лечения зрительного заболевания; последовательное осуществление лечебно-восстановительной работы и реализация задач коррекционно-педагогической работы.);

5) принцип доступности обучения (формирование сенсорного опыта в разных видах практической деятельности детей и использование сохранных зрительных функций);

6) принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний (отбор дидактического материала, значимого для ребенка в данный момент).

Перечисленные принципы коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия, являясь ее научной основой, выдвигают ряд требований к методам, применяемым в практике обучения детей с недостатками зрения:

1. Необходимо обеспечить формирование зрительного образа, его закрепление и стабилизацию, развивать когнитивную и регулятивную функцию образа.

2. В процессе занятий важно переходить от элементарных образов единичных признаков к сложным целостным образам; научить ребенка сознательному контролю за соответствием между сенсорными данными и семантическими значениями образов.

3. Один и тот же объект следует предъявлять в разных условиях и ситуациях, разными способами для того, чтобы сформировать основные свойства восприятия (предметность, константность, обобщенность и др.)

4. Организовывать занятия таким образом, чтобы они требовали от детей высокого уровня творческой активности.

5.Обеспечить всей совокупностью методов и приемов дозированную зрительную работу на разных расстояниях от глаз во избежании утомления.

Педагогические средства развития зрительных функций у детей включают в себя:

1. Создание благоприятных гигиенических условий: рациональное освещение; соблюдение режима дня, создание условий для смены видов деятельности, рациональное питание, организация прогулок, проветривание помещений.

2. Соблюдение требований к использованию наглядных пособий.

3. Проведение педагогами мероприятий по обучению детей восприятию окружающего мира.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие и стабилизацию зрительных функций.

5. Соблюдение режима зрительных нагрузок. Интенсивность зрительной нагрузки определяется: величиной пособия; количеством объектов, предъявляемых для восприятия; контрастом предмета и его контура; содержанием учебного материала; темпом работы детей на занятиях; сменой видов деятельности и сменой условий деятельности.

Для предотвращения зрительного утомления у детей педагогам необходимо соблюдать ряд условий:

1. Достаточная освещенность помещений.

Дневной свет должен проникать в помещение беспрепятственно: окна должны содержаться в чистоте, на подоконниках не должно быть ветвистых растений, наглядных пособий и т.п. Для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей используют светлые шторы. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески следует располагать по краям оконных проемов. Окрашенные поверхности должны быть матовыми во избежание блесткости. Если естественного освещения недостаточно используют смешанное (естественное плюс искусственное). При использовании искусственного освещения рекомендуется пользоваться световым календарем. Источники света не должны оказывать слепящее действие.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставят ближе к светонесущей стене на расстоянии 0,5м, так, чтобы свет падал слева. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.

2. Удобное размещение детей за столами.

Мебель должны быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Оптимальное расстояние между глазами и объектом зрительной работы_ 30-35 см. Если ребенок сильно наклоняется, то если это связано с недостаточностью зрения (приближаясь к объекту различения, ребенок пытается увеличить его), необходимо назначение коррегирующих очков или увеличения предъявляемых пособий. Поза детей должна быть свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища. Специальные подставки для книг, картинок, позволяют существенно ослабить нагрузку на зрение. Подбирать их надо так, чтобы расстояние между глазами и книгой было в пределах 30-40см, угол наклона – 15-20°.

Рассаживать детей следует в соответствии с их зрением: за первые столы – страдающих амблиопией, расходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения (-0,4), за последние – детей с более высокой остротой зрения (0,6-1) и сходящимся косоглазием. Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если правого глаза, то – слева.

При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом: в два-три ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз; полукругом (не широким); «каре», «параллельно» - справа и слева от педагога по одному ряду. Во всех указанных положениях учитывается окклюзия глаз, острота зрения (чем ниже острота зрения, тем ближе садим ребенка), вид косоглазия (при сходящемся – дальше, при расходящемся – ближе к педагогу).

3. Соблюдение требований к подбору и предъявлению наглядного материала.

В связи с тем, что у детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются особые требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистичное изображение. Фронтальная наглядность должна быть 1-25 см, индивидуальная от1до 5 см. При остроте зрения 0,05 -0,1 для индивидуальной работы размер пособий 3-4 см, в рисовании дается жирный контур. При остроте зрения 0,2 -0,3 для индивидуальной работы размер пособий 2-3 см, в рисовании дается слабый контур. При остроте зрения 0,4 -0,8 для индивидуальной работы размер пособий до1 см, в рисовании контур не используется.

Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность на вертикальной подставке перед детьми с низкой остротой зрения. Детям можно разрешать не вставать при ответе (особенно при описании картины или предмета), подходить к объекту в процессе занятия. Образец можно показывать не только с доски, но по подгруппам и индивидуально. На доске следует размещать предметы размером от10-до15 см в количестве не больше 8-10, а объекты размером 20-25 см от 3-до5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшей – 2-3 объекта, в средней -3-4, в старшей и подготовительной – 5-6 объектов.

Особенности зрительного восприятия детей с недостатками зрения диктуют соблюдение ряд условий при отборе и использовании в специальной работе сюжетных картин: нельзя использовать окантованные картины и картины на красном, оранжевом, фиолетов фонах; картины с глянцевой поверхностью допускаются только в подготовительной группе, если дети выпускаются в массовую школу; картина должна быть графически грамотной и не искажать действительность; картины демонстрируют на фланелеграфе, мольберте или доске; при показе объектов на картине пользуются указкой; по содержанию она должна соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Направления работы тифлопедагога и воспитателя по развитию зрительного восприятия детей:

1. Воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия: развитие зрительных функций, формирование способов восприятия и потребности воспринимать окружающий мир.

2. Формирование операционных механизмов зрительного восприятия: развитие предметно-практической деятельности; формирование представлений о сенсорных эталонах; формирование предметных представлений; формирование потребности использовать зрительные умения и навыки; развитие измерительных действий и формирование пространственных представлений.

3. Развитие гностической мотивации у детей.

Такая организация педагогической деятельности способствует достижению следующих результатов: обогащение сенсорного опыта детей, коррекция вторичных отклонений, компенсация первичного дефекта.

Вопросы и задания:

1.Назовите принципы развития зрительного восприятия.

2. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к методам в специализированном дошкольном учреждении.

3. Раскройте педагогические средства развития зрительных функций у детей с нарушениями зрения.

4. Назовите педагогические средства развития зрительных функций у детей.

5. Какие условия необходимо соблюдать педагогам для предотвращения зрительного утомления у детей?

6.Охарактеризуйте направления работы тифлопедагога и воспитателя по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения?

Литература:

1.Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

2.Ермаков В.П., Якунин А.Г. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

3.Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

4.Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. – 1983. – № 6. – С. 73–76.

5.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1999.

6.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

7.Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. – М., 1999.

8.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: