Введение

Е. А. Павленко

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО


Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Е. А. Павленко

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Учебное пособие

Издательство БГУЭП


УДК 651. 4/.9 (075.8)

ББК 65.050.9.(2) 2 я 7

П 12

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Рецензенты канд. филол. наук С. А. Курьянова

канд. экон. наук, доц. В. М. Лысков

Павленко Е. А.

П 12 Делопроизводство: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 138 с.

ISBN 5-7253-0711-5

Основано на изучении и обобщении существующей практики работы с документами. Содержит упражнения и задачи для самостоятельной работы. Во всех разделах приводятся необходимые теоретические сведения.

Предназначено для студентов экономических и юридических специальностей.

ББК 65.050.9 (2) 2 я 7

ISBN 5-7253-0711-5 © Павленко Е.А., 2012

© Издательство БГУЭП, 2012


Введение

Делопроизводство – это отрасль деятельности, которая обеспечивает документирование и организацию работы с офисными документами. В последнее время все чаще стал употребляться термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Он возник в связи с совершенствованием организационно-технической основы делопроизводства, в связи с внедрением в сферу работы с документами средств вычислительной техники, современных информационных технологий, сборе, обработки, хранения и использования информации.

Одним из основных элементов делопроизводства является документирование. Под документированием понимается запись информации на бумаге или другом носителе. Оно осуществляется по правилам, установленным правовыми нормативными актами, и имеет юридическую силу.

Юридическая сила – свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления.

В результате документирования деятельности организации создается документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по которым можно ее идентифицировать.

Все официальные документы имеют общие и специальные функции.

Общие функции официальных документов:

— информационная (документ создают для сохранения информации);

— социальная (документ является социально значимым объектом, так как связан с определенной социальной потребностью);

— коммуникативная (документ выступает средством связи между организациями и другими общественными структурами);

культурная (документ закрепляется и передает культурные традиции, в частности, уровень научного и технического развития общества).

Специальные функции официальных документов:

— управленческая (документ является инструментом управления, поскольку специально создан для этой цели; примером могут сложить плановые, отчетные, организационно-распорядительные и др. документы);

— правовая (документ является средством закрепления и применения правовых норм и правоотношений в обществе; примером являются законодательные и правовые нормативные акты, документы, приобретающие на время правовую функцию);

— историческая (документ – это источник исторических сведений о развитии общества после выполнения своих оперативных функций, чему помогает его поступление на хранение в архив).

Официальные документы подразделяют на управленческие, научные, технические, технологические, производственные и др.

Управленческие документы составляют основу документации организации и являются объектом делопроизводства.

В состав управленческой документации входят организационная, распорядительная, информационно-справочная, по личному составу, плановая.

Современные требования к оформлению организационно-распо-рядительной документации зафиксированы в Государственном стандарте (ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформле-нию документов»).

Процесс делопроизводства определяется нормативно-методической базой на основе законов, нормативных правовых актов, методических документов.

Нормативно-методическая база делопроизводства включает:

— законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

— указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;

— правовые акты федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, комитетов, служб агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;

— правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций, предприятий;

— государственные стандарты на документацию;

— унифицированные системы документации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Методические документы регламентируют:

— технологию создания, обработки, хранения, использования документов в организации;

— работу службы делопроизводства (ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и т. д.).

В России существует государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные требования к документам и службам ДОУ приведены в нормативных документах по организации управленческого труда и охране труда, архивного хранения документов.

Документационное обеспечение управления организации выполняет специальное структурное подразделение.

Возможное название специального структурного подразделения ДОУ:

— управление делами;

— общий отдел;

— канцелярия;

— секретариат.

В организациях, где объем документов невелик, работу с документами выполняет секретарь.

Цели службы ДОУ:

— организация работы;

— руководство документационным потоком;

— координация видов работ с документами;

— контроль за последовательностью работы с документами;

— организация работ по ДОУ.

Задачи службы ДОУ:

— совершенствование форм и методов работы с документами;

— обеспечение единого порядка документирования;

— контроль за исполнением документов;

— хранение документов;

— унификация форм документов;

— сокращение по возможности документооборота;

— методическая работа по совершенствованию документационного обеспечения в организации;

— внедрение прогрессивных технологий на базе применения вычислительной и организационной техники.

Функции службы ДОУ:

— разработка, внедрение альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений;

— обработка, регистрация документов, учетно-справочная работа;

— доклад руководству о документах, контроль правильности оформления документов, представленных на подпись руководству;

— контроль за прохождением, исполнением, оформлением документов в намеченные сроки;

— правление и размножение.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под делопроизводством?

2. Что такое документирование?

3. Что такое документ?

4. Какие функции имеют официальные документы?

5. Какая документация существует на предприятиях?

6. Какие документы включает в себя нормативно-методическая база?

7. Что регламентируют методические документы?

8. Цели, задачи, функции службы ДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: