Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распоря-дительную деятельность. В то же время руководитель нуждается в секретаре-референте, берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддержать высокий авторитет руководителя.
Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и предоставляет по требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов.
В небольших организациях на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание, а в больших организациях секретарь есть в каждом структурном подразделении. В толковом словаре В. Даль определяет секретаря как «статус-секретаря, доверенного письмо - вода государя».
В настоящее время в словарях секретарь определяется как «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством»[2].
Секретарь-референт должен знать:
— Правовые основы управления:
· административное, трудовое и хозяйственное право;
· законодательно-правовые акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает.
— Основы управления:
· систему органов власти и управления в стране;
· принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций;
· отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;
· функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи.
— Основы менеджмента.
— Основы научной организации управленческого труда:
· нормативно-методические документы по информационно-документа-ционному обеспечению управленческой деятельности;
· нормативы времени на отдельные виды выполняемых работ.
— Вычислительную и организационную технику.
— Основы общей социальной психологии.
— Основы этики и эстетики.
— Делопроизводство:
· методы создания и оформления документов;
· организацию работ с документами;
· бездокументное обслуживание.
— Архивное дело.
На основе этих знаний секретарь-референт должен обеспечивать эффективную работу руководителя (фирмы):
· оказывать помощь в планировании рабочего дня;
· организовывать место руководителя;
· вести сроковый контроль за поручениями руководства;
· организовывать командировки.
— Вести информационное обслуживание руководителя (фирмы):
· документное;
· бездокументное.
— Организовывать прием посетителей.
— Устанавливать деловые контакты.
— Организовывать и обеспечивать работу совещания.
— Составлять и оформлять документы, пользуясь компьютером.
— Оперативно размножать документы.
— Обеспечивать быструю передачу информации с помощью средств связи (в том числе факс, электронная почта).
— Вести работу с документами:
· прием, отправка, первичная обработка документов, распределение, регистрация, контроль, информационно-справочная работа по документам, текущее хранение, уничтожение.
— Вести архив.
К деловым качествам секретаря-референта относятся и такие профессиональные качества, как самоорганизованность, инициативность, умение сохранять служебную тайну, пунктуальность, предвидеть выход из напряженных ситуаций, быть преданным работе [3].
К личным качествам секретаря-референта относятся
— умение адаптироваться, т. е. переключаться с одного вида работ на другой;
— быть коммуникабельным, т. е. устанавливать деловые контакты, связи;
— быть любезным, вежливым, доброжелательным;
— внешний вид должен отличаться опрятностью, умением одеваться с учетом деловой обстановки;
— постоянно совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень.
Вопросы для самопроверки
1. Когда возникли документы?
2. Когда появилось приказное делопроизводство?
3. Когда возникло коллежское делопроизводство?
4. Когда возник указ о замене коллежского делопроизводства исполнительным делопроизводством?
5. Какое значение имеет делопроизводство в деятельности организации?
6. В каких документах отражается распорядительная деятельность предприятия? Коллегиальная? Производственно-хозяйственная?
7. Что означает слово «секретарь»?
8. Что должен знать и уметь секретарь?
9. Какими деловыми и личными качествами должен обладать секретарь?