Для групп заочного отделения

Консультация по теме «Педагогика как культура. Педагогические парадигмы»

для групп заочного отделения

Составитель преподаватель педагогики Ядловская Г.А.

План темы:

  1. Понятие «педагогическая культура»
  2. Уровни педагогической культуры
  3. Парадигмы педагогических культур

а) понятие «парадигма»

б) характеристика технократической, гуманистической и эзотерической парадигмы в педагогике.

Литература:

· Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика – 1995. – № 6.

· Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4.

· Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика – 1997. –№ 3.

Культура – это система ценностей (идеологических, духовных, материальных, интеллектуальных…), которые передаются от поколения к поколению.

Педагогическая культура – это система традиций, характеризующая уровень развития общества и связанная с обобщением, сохранением и передачей опыта в воспитании, обучении и формировании личности человека.

Уровни педагогической культуры:

1. Мировая педагогическая культура (это те традиции в воспитании и образовании, которые присущи всем землянам вообще)

2. Педагогическая культура общества (общественной формации) (например, педагогическая культура рабовладельческого общества или феодального общества и т.д.)

3. Педагогическая культура цивилизации (Европейская педагогическая культура, Южноазиатская педагогическая культура, Восточная педагогическая культура и тд)

4. Педагогическая культура нации или народности (этнокультура) (Нр., традиции воспитания в русских семьях, традиции воспитания у немцев, англичан, американцев, арабов и т.д.)

5. Педагогическая культура социальных групп (традиции дворянского воспитания, воспитание в купеческой семье, традиции воспитания в крестьянских семьях, в казаческой среде и т.д.)

6. Педагогическая культура учреждения (у каждого ДОУ, школы, колледжа …существуют свои педагогические традиции и особенности построения педагогического процесса. Это их педагогическая культура)

7. Индивидуальная педагогическая культура (те особенности, традиции, которые вырабатывает для себя каждый отдельный педагог. Система работы одного педагога отличается от системы работы другого педагога именно потому, что у каждого есть своя индивидуальная педагогическая культура).

Задание студентам: Подберите из личного опыта, литературных источников и имеющихся у вас знаний примеры, иллюстрирующие особенности разных уровней педагогической культуры.

Каждая педагогическая система строится на основе определенных систем ценностей и взглядов на окружающий мир. Т.е. на основе определенных парадигм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: