Парадигма (от лат. Слова «идеал») – ценности, на которых строится система образования

Парадигма – это строго научная теория, воплощенная в системе понятий, концепций, господствующая на протяжении определенных исторических периодов в каждом сообществе, и принимаемая достаточно большим количеством людей.

Понятие парадигмы ввел в 70-е годы XX века Томас Кун (см. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.) Философия образования использует термин «парадигма» для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики. Каждая эпоха обладает своей особенной картиной видения мира и человека в нем. Эта картина зависит от общемировоззренческих представлений людей о природе, пространстве, времени, о человеке и его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим.

Представления о ребенке, его возможностях, об учителе и его личности, о возможностях, целях и задачах образования базируются на общих философских представлениях об устройстве мира и находят своё отражение в той или иной парадигме образования.

Эти представления задаются обычно трудом выдающихся ученых и затем распространяются в культуре. Парадигма задает направление всем исследованиям в науке.

Любая образовательная парадигма в истории проходит несколько этапов: становления, завершенности и, наконец, статики, когда она становится косной и препятствует дальнейшему развитию.

Завершается установление каждой парадигмы написанием учебников. Но, периодически в умах выдающихся философов происходит переосмысление основных понятий и связей, рождаются новые идеи и принципы, возникает кризис мировоззрения, который разрешается научной революцией, в результате которой меняется взгляд на мир. Начинается процесс становления и развития новой парадигмы в философии и теории образования. Идеи других философских учений при этом отходят на периферию внимания сообщества, но не пропадают совсем. Показателями степени зрелости любой науки являются а) наличие парадигмы, б) количество пройденных кризисов, в) степень оформленности языка описания явления.

В чистом виде ни одна парадигма в действительности не существует. Существует взаимосвязь, взаимовлияние, наслоение, сосуществование парадигм. В современном мире одновременно сосуществуют много разнообразных педагогических парадигм, поэтому и образовательные системы разных стран, социальных групп, наций и т.д. могут сильно отличаться друг от друга.

Сегодня ученые говорят о полипарадигмальном подходе в мировом образовательном пространстве. Наиболее ярко в современном педагогическом мире представлены технократическая, гуманистическая и эзотерическая педагогические парадигмы, хотя существуют и другие разновидности педагогических взглядов на воспитание.

Педагогические парадигмы

 
 


ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ

парадигма парадигма парадигма

ЗАДАНИЕ:

1. Сформулируйте и раскройте суть понятия «парадигма»

2. Изобразите графическим символом данное понятие

3. Вспомните курсы мировой истории, биологии и т.д. Приведите пример изменения парадигмы в науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: