ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Любая психологическая консультация имеет свое логическое завершение. Эффективность консультативного процесса определяется наличием положительных изменений у клиента. Эти изменения могут быть на психологическом уровне и поведенческом.
На успешность консультативного процесса оказывают влияние субъективные и объективные факторы. К субъективным факторам относят следующее:
- кто оценивает (консультант, клиент, заинтересованные лица);
- позиция оценивающего (понимание сути проблемы, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);
- наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;
- присутствие у клиентов искреннего желания решить предъявленную проблему;
- ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.
К объективным факторам относят:
- профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье;
- следование консультанта правилам консультирования.
Результативность психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тестов), но и уровень оценки зависит от того, кто оценивает эффективность консультации: 1) специалист, 2) клиент, 3) заинтересованные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).
Эффективность консультативного процесса зависит от правил ведения консультации:
1. Уделять до 80% времени на сбор информации.
2. Изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
3. Специалист должен помнить, его основная цель – помощь.
4. Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.
5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме.
6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования.
7. Разделение личных и профессиональных отношений.
Снижать результативность консультирования могут: 1) личностный фактор (взаимопонимание консультанта и клиента); 2) фактор времени (объем времени для решения проблемы); 3) пространственный фактор (удаленное место проживания клиента); 4) экономический фактор.