Консультанта

Модель личности эффективного консультанта включает в себя: личностные качества, систему ценностей, профессиональные установки, профессиональные навыки и умения. Модель должна быть подвижной, но основу ее составляют личностная зрелость (консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе) и социальная зрелость консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам).

Качества личностной зрелости консультанта:

1. Аутентичность. Это стержневое качество консультанта и важнейшая экзистенциальная ценность. Признаками аутентичного существования являются: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор.

2. Открытость собственному опыту. Это качество понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания. Самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже поймет себя.

4. Сила личности и идентичность. Как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.

5. Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентом.

6. Принятие личной ответственности. Так как многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

7. Глубина отношений с другими людьми. Характер отношений консультанта с клиентом очень важен и должен быть таким: оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

8. Постановка реалистичных целей. Любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и ставить реальные цели.

9. Эмпатийность. Она является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта – это способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему его глазами.

Социальную зрелость составляют:

1. Коммуникабельность – способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей.

2. Эмоциональная теплота. Она предполагает интерес к другим людям, к их жизни, отсутствие осуждения.

3. Безусловное принятие клиента, стремление видеть позитивную природу человека и принимать его, независимо от его поведения, мыслей безоценочно.

4. Этническая сензитивность и гибкость по отношению к представителям этносов, отсутствие национальных предубеждений.

Г.И. Колесникова систематизировала следующие качества успешного консультанта: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (К. Роджерс), искренность (К. Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: