В настоящее время имеется несколько классификаций типов психологов-консультантов и клиентов. Наиболее часто встречающаяся типология:
- психолог - нейтральный советник, выслушивает, задает дополнительные вопросы, высказывает советы, рекомендации;
- психолог – программист, ориентирован на составление программы возможных способов воздействия на клиента;
- психолог – слушатель, придерживается психологической и коммуникативной ценности позиции для клиента, самостоятельного принятия решения клиентом;
- психолог – зеркало, он отзеркаливает клиента через присоединение.
Другая типология включает:
1. Консультант как идеал. Черты консультанта: гордость, удовлетворение, сильное чувство собственного превосходства, напряженность, фрустрация, смущение. Позиция клиента: соглашательство, обилие комплиментов, подражание поведению консультанта, ношение сходной одежды.
2. Консультант как провидец. Характерные черты консультанта: ощущение всевидения, чувство высокой профессиональной компетентности, неуверенность, утрата иллюзий относительно себя. Позиция клиента: приписывание безграничных знаний и силы консультанту, требование ответов, решений.
3. Консультант как воспитатель. Характерные черты консультанта: ощущение симпатии с переходом в сострадание, побуждение утешить, приласкать, успокаивающе улыбнуться. Позиция клиента: бурные эмоции, плач, зависимость и беспомощность, нерешительность, желание физического прикосновения.
4. Консультант как фрустратор. Характерные черты: неловкость, ощущение балансирования на грани, напряженность, повышенное внимание к реакциям, нерасположенность к клиенту. Позиция клиента: оборонительная позиция, бдительность, сдержанность, подозрительность и недоверчивость.
5. Консультант как «пустое место». Характерные черты консультанта: ошеломление, подавление, застигнутость врасплох, недостаток признания, переживание собственной никчемности, ощущение обиды, чувство беспомощности. Позиция клиента: уход от темы, недостаток внимания, разговорчивость, тугодумие, бессвязность повествования.
Основная задача консультанта – вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации. В связи с этим Г.С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с консультантом: 1) социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и информацию о других людях, ориентируясь на социальные нормы; 2) этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия; 3) нравственные задачи, связанные с ориентацией переживаний на критерии добра и зла; 4)личностные задачи, где клиент ставит вопрос о значении для себя той или иной информации.