Ход работы

Упражнение 1. Идеальная самость (М.К. Тутушкина)

Составьте список того, чем вы в себе недовольны: недостатки, изъяны, ограниченности. Используйте полные предложения. Перепишите предложения, учитывая расхождения между реальной и идеальной самостью. Например, если вы в начале записали: я несколько жаден, особенно в отношении своих книг «в качестве» своего недостатка, то можно переделать это предложение следующим образом: «Моя идеальная самость щедра, она охотно дает почитать книги, и даже дарит их друзьям, когда они им нужны» и т.п.

Оцените свою идеальную самость. Не кажется ли вам, что некоторые ваши пожелания не реалистичны?! Может вы могли бы изменить некоторые из своих целей, которые предлагаются вашим реальным самоописанием? Есть ли для этого причины?

Упражнение 2. Ассоциации по профессиональному портрету (Ф.С. Исмагилова)

Один участник выходит за дверь. Группа задумывает психо­лога, работающего в определенной теоретической парадигме (психоаналитик, гештальттерапевт, гуманистический психолог и т. п.), или психолога, специализирующегося на определенном профессиональном поприще (школьный психолог, клиниче­ский психолог и т. п.).

Возвращаясь, участник должен угадать, кто задуман: определить приверженность определенной парадигме и выяснить
сферу практического приложения своих умений. Можно зада­вать любые вопросы, кроме прямых: а) это вопросы на выясне­ние ассоциаций (Если это цветок, то какой? Если это музыка, то какая? и т. п.); б) профессиональные вопросы (длитель­ность встреч с клиентом, предмет взаимодействия, использует ли диагностические техники, каких принципов придержива­ется в работе и т. п.).

Обсуждение: что проще устанавливать - концептуаль­ную приверженность или область реального приложения сил на практике.

Упражнение 3. Гештальтметод «горячего стула» (Г.С. Абрамова)

Поговорите со своими родителями – они сидят в этом кресле. Пересядьте в это же кресло и ответьте на их вопросы за них.

Упражнение 4. Фантазирование (М.К. Тутушкина)

Фантазирование – через идентификацию себя с неким предметом осознайте фрагменты собственного «Я», в обычных условиях подавляемые, исследуйте их и интегрируйте с собственной личностью.

Упражнение 5. Антикварный магазин (М.К. Тутушкина)

Представьте и выберите в антикварном магазине предмет, вообразите себя этим предметом. Ответьте себе на вопросы: «Как я себя чувствую, когда представляю себя этим предметом?», «Почему я оказался в этом магазине в качестве этого предмета?», «Кто мой прежний хозяин?» и поделитесь своими чувствами с группой.

Упражнение 6. (М.К. Тутушкина)

Представьте себя любым предметом, находящимся в данный момент в комнате, расскажите мысленно об этом предмете от первого лица. Подумайте, что бы хотелось сделать или что бы кто-то мог сделать с этим предметом; чего бы не хотелось; что хочется изменить. Вслух поделитесь своими мыслями и чувствами с членами группы, отвечая, по возможности, на возникающие у них вопросы.

Упражнение 7. Эмиграция (В.Ю. Бабайцев)

Каждому участнику предоставляется возможность представить, что ему добровольно предстоит уехать из страны и из этого времени, куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время. Почему?

Если бы у него была возможность профессионального роста, то у какого из известных психологов он хотел бы поучиться, чему? А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти вопросы.

Обсудить: довольны ли они своим выбором.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1996. С. 37-41

2. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 32-50

3. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 1998. С. 18-30, 50

4. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. – М.: Ось-89, 2003. С. 103


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: