Упражнение 5

Попросите у кого-нибудь из очереди пропустить вас вне очереди. Опишите ситуацию контакта с незнакомым человеком, свои ощущения и мысли по этому поводу.

Упражнение 6. (Г.С. Абрамова)

Определите, какое высказывание, обращенное к клиенту, принадлежит квалифицированному, а какое неквалифицированному психологу:

1) «Вы просто чувствуете давление. У меня тоже так бывает. Я чувствую давление обязательства перед своей семьей, и иногда мне кажется, что у меня не остается времени на себя и на удовольствия».

2) «Я вижу, вас начинает утомлять то, что вы не отстаиваете свои права в некоторых ситуациях. Есть ли в этом смысл?».

3) «Что вы говорите? Скорее всего, вы ошиблись в оценке его состояния».

4) «Задумывались ли вы над тем, какой вред вы себе причиняете?»

5) «В вас есть сила. У вас много сил».

6) «Что собственно вы имеете в виду, говоря, что с вами все плохо?».

7) «Вам кажется, что вы ни на что не способны. Не могли бы вы рассказать мне о каком-нибудь инциденте, когда вы чувствовали себя подобным образом?».

8) «Мне не нравится, что вы не можете смотреть мне в глаза».

9) «Почему бы вам не говорить более откровенно».

10) «Вы действительно не поняли мой вопрос!».

11) «Мы с вами уже об этом говорили, вспомните…».

12) «Кто вам сказал, что это правильно?».

13) «Если вы мне не верите, то нам нет смысла продолжать беседу».

14) «Мне больно это слышать от вас».

Упражнение 7. Нуль-тест (Л.Б. Шнейдер)

Определите профессиональные позиции, которые можно улучшить. Оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 - низкий балл, 10 – наивысший балл).

1. Как много вы знаете о мотивации и поведении людей?

2. Насколько вы свободно общаетесь?

3. Насколько вы удовлетворены своим образом Я?

4. Как вы оцениваете себя как психолога?

5. Что вы думаете о том, насколько остальные ценят вас как психолога?

6. Как много вы знаете о работе практического психолога?

7. Насколько у вас богатый опыт в практической психологии?

8. Какую роль играет получаемое образование в успешности вашей деятельности как психолога-практика?

9. Насколько хорошо вы работаете над своим профессиональным совершенствованием?

10. Насколько вы получаете удовольствие, помогая другим людям?

11. Насколько вы любите представлять себя в будущем практическим психологом?

12. Насколько ваше профессиональное будущее зависит от вас?

13. Насколько хорошо вам известны функциональные обязанности и права практического психолога?

Насколько вам свойственны:

14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, т.к. могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него.

15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других.

16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив, в своем взаимодействии с окружающими. Я не скрываюсь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою на самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми.

17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь определенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и четко.

18. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей.

19. Спонтанность. Непосредственно в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны.

После окончания занятий (в конце курса) пересмотрите свои ответы (рейтинги) и проанализируйте, в каких позициях произошли изменения, а какие еще требуют внимания.

Рекомендуемая литература:

1. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 225-326

2. Мастерство психологического консультирования /под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2006. С. 139-183

3. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 32-50

4. Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. – СПб.: Речь, 2006. С. 55-79

5. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс. 1998. С. 18-30

6. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. - М.: Ось-89, 2003. С. 30-44, 84-85


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: