Особенности ПС старшеклассников

9-11 класс –

планирование поступить в ВУЗ – 60,8%

планирование поступить в профессиональные учебные заведения – 7%

планирование поступить в училища – больше 3%

Противоречия возникают в том, что потребность промышленности состоит в рабочих высокой квалификации (около 70% вакансий в службах занятости населения – это рабочие профессии с высокой зарплатой) в тоже время нежелание старшеклассников выбирать эти профессии.

Пользуются популярностью:

  • Повар
  • Парикмахер
  • Продавец
  • Портной

Приоритеты:

  • Интерес к профессии и возможность самореализации
  • Престижность проф.
  • Перспектива хорошего трудоустройства
  • Высокая зарплата

В 5ку наиболее выбираемых профессий вошли:

    1. Предприниматель
    2. Юрист
    3. Экономист
    4. Банкир
    5. Преступный авторитет

Недостаточно высок престиж медиков и программистов. Мотив общественной значимости профессии у всех старшеклассников занимает низшее место (особенно у учащихся 9-11 классов). Высокое место среди мотивов занимают Знания и Умения.

Число учащихся определившихся в направленности дальнейших намерений после школы, в среднем, в 3 раза больше, чем не определившихся.

В 9 классе – 33% неопределившихся

В 11 классе – 21%

Хотят учиться в ВУЗе:

9 класс – 40%

11 класс – 79%

В училищах, лицеях хотят учиться 9 класс – 27%

Никто из учащихся не хочет работать после школы.

Мотивы выбора учебного заведения:

  • Желание работать по специальности после обучения
  • Соответствие учёбы по своим интересам и способностям

Факторы, повлиявшие на выбор профессии:

  • Родители
  • Друзья
  • Подготовительные курсы при ВУЗе

Более низкие места занимают школьные уроки о профессии и компьютерные программы о профессиях.

Соотношение профессии и непрофессиональных мотивов:

Проф.мотивы:

В 9 классе – 50% (дев), 65% (мал)

В 10 классе – 40%, 47%

В 11 классе – 33%, 51%

Непрофессиональные мотивы:

В 9 классе – 50%, 35%

В 10 классе –60%, 53%

В 11 классе –67%, 49%

Особенности осознанности ПС (уровни):

  1. Уровень отсутствия проф.выбора (нулевая мера осознанности)
  2. Интуитивный уровень (низкая мера осознанности)
  3. Уровень первично-осознанного выбора проф. (осознаны мотивы, но они могут быть неадекватны)
  4. Уровень частичной осознанности ПС (средняя мера – проф.идеализирована, абстрактная)
  5. Уровень достаточно полной осознанности ПС (средняя или высокая мера) – всё есть, но не продуман запасной выбор проф.
  6. Уровень полного и самостоятельного осознания ПС (высокая мера)

Была проведена интервальная оценка уровней осознанности:

1 уровень – 10-11 класс – 15%

2 – 25%

3 – 33%

4 – 12%

5 – 10-11%

6 – 1,35%

Т.о., проф.выбор сделан 85%, осознанным, он является у 40,85%.

У 57% учащихся, жизненные интересы слабо соприкасаются с выбранной профессией. Недостаточное информирование о мире профессий – 64% старшеклассников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: