9-11 класс –
планирование поступить в ВУЗ – 60,8%
планирование поступить в профессиональные учебные заведения – 7%
планирование поступить в училища – больше 3%
Противоречия возникают в том, что потребность промышленности состоит в рабочих высокой квалификации (около 70% вакансий в службах занятости населения – это рабочие профессии с высокой зарплатой) в тоже время нежелание старшеклассников выбирать эти профессии.
Пользуются популярностью:
- Повар
- Парикмахер
- Продавец
- Портной
Приоритеты:
- Интерес к профессии и возможность самореализации
- Престижность проф.
- Перспектива хорошего трудоустройства
- Высокая зарплата
В 5ку наиболее выбираемых профессий вошли:
- Предприниматель
- Юрист
- Экономист
- Банкир
- Преступный авторитет
Недостаточно высок престиж медиков и программистов. Мотив общественной значимости профессии у всех старшеклассников занимает низшее место (особенно у учащихся 9-11 классов). Высокое место среди мотивов занимают Знания и Умения.
Число учащихся определившихся в направленности дальнейших намерений после школы, в среднем, в 3 раза больше, чем не определившихся.
|
|
В 9 классе – 33% неопределившихся
В 11 классе – 21%
Хотят учиться в ВУЗе:
9 класс – 40%
11 класс – 79%
В училищах, лицеях хотят учиться 9 класс – 27%
Никто из учащихся не хочет работать после школы.
Мотивы выбора учебного заведения:
- Желание работать по специальности после обучения
- Соответствие учёбы по своим интересам и способностям
Факторы, повлиявшие на выбор профессии:
- Родители
- Друзья
- Подготовительные курсы при ВУЗе
Более низкие места занимают школьные уроки о профессии и компьютерные программы о профессиях.
Соотношение профессии и непрофессиональных мотивов:
Проф.мотивы:
В 9 классе – 50% (дев), 65% (мал)
В 10 классе – 40%, 47%
В 11 классе – 33%, 51%
Непрофессиональные мотивы:
В 9 классе – 50%, 35%
В 10 классе –60%, 53%
В 11 классе –67%, 49%
Особенности осознанности ПС (уровни):
- Уровень отсутствия проф.выбора (нулевая мера осознанности)
- Интуитивный уровень (низкая мера осознанности)
- Уровень первично-осознанного выбора проф. (осознаны мотивы, но они могут быть неадекватны)
- Уровень частичной осознанности ПС (средняя мера – проф.идеализирована, абстрактная)
- Уровень достаточно полной осознанности ПС (средняя или высокая мера) – всё есть, но не продуман запасной выбор проф.
- Уровень полного и самостоятельного осознания ПС (высокая мера)
Была проведена интервальная оценка уровней осознанности:
1 уровень – 10-11 класс – 15%
2 – 25%
3 – 33%
4 – 12%
5 – 10-11%
6 – 1,35%
Т.о., проф.выбор сделан 85%, осознанным, он является у 40,85%.
У 57% учащихся, жизненные интересы слабо соприкасаются с выбранной профессией. Недостаточное информирование о мире профессий – 64% старшеклассников.