Живая, бойкая на вид мать 7-летнего мальчика с тяжелыми нарушениями очень заботится о ребенке и редко говорит о своем горе. Из-за усталости, вызванной уходом за ребенком и его лечением, она приходит к психотерапевту.
Г о с п о ж а Н. (возбужденно). И потом я забрала его с лечебной гимнастики, где он первый раз в жизни занимался без меня, и все, конечно, в такой спешке, но все равно все прошло отлично, у меня все получилось!
Т е р а п е в т. Вы были так горды за себя и за вашего сына.
Го с п о ж а Н. Да, правда! Я так удивилась, вообще-то я думала, что он, может, будет плакать или... что он не даст медсестре с собой работать.
Т е р а п е в т. Вам немножко странно, что он повзрослел и уже не так сильно в вас нуждается?
Го с п о ж а Н. (задумчиво). Да, ему уже скоро семь, и когда он начнет ходить в школу, то тогда я даже не знаю...
Т е р а п е в т. Несмотря на всю радость по этому поводу, вам это совсем не нравится.
Го с п о ж а Н. Ну, это вы чересчур. Нет, просто как будто такое чувство... он ведь все будет расти, взрослеть...
|
|
Т е р а п е в т. И все-таки вам немножко грустно думать о том, что будет дальше... Вы ведь еще на шаг отдалитесь от него...
Го с п о ж а Н. Ну да, но у меня же есть еще малышка. Мы ее вместе забирали из детского сада. Из-за этого весь стресс!
Т е р а п е в т. Оба ребенка были вместе!
Г о с п о ж а Н. (спокойно). Это было так замечательно! Все дети прибежали поздороваться с Себастианом... и они окружили его, и он даже как будто посмеялся... так, немножко... лицо скривил... Ему это очень шло...
Т е р а п е в т. Эта картинка... как дети прыгают вокруг его инвалидной коляски и смешат его...
Г о с п о ж а Н. Да-а...
Т е р а п е в т. Я чувствую, как это больно...
Го с п о ж а Н. (пытается сохранить самообладание). Это, конечно, тяжело — видеть их обоих вместе, рядом.
Т е р а п е в т. Вам очень тяжело все время чувствовать, что Себастиан не такой, как Мари, видеть, как тяжело он болен...
Го с п о ж а Н. (очень тихо). Да.
Иногда создается такое впечатление, как будто клиент испытывает терапевта на его готовность к безусловному принятию. Например, он предлагает терапевту использовать какие-то экзотические или сомнительные с точки зрения науки методы, ожидая от них результатов. Во всех этих случаях, если настойчиво добиваться проявления чувства горя, которое клиент в данный момент еще не готов себе позволить, это приведет к еще более упрямой защите от помощи терапевта.
Когда родители блокируют себе путь к осознанию чувства горя, то можно заподозрить в этом еще какие-то мотивы. Например, более раннюю утрату, возможно произошедшую в детстве, которая была подавлена и продолжает оказывать влияние на личность. В момент, когда произошло то событие, человек не получил понимающей поддержки, был, возможно, наказан, отвергнут, боялся завтрашнего дня и с тех пор запретил себе испытывать горе (Coffeng, 1993).
|
|
В случае когда клиент неоднозначно относится к своему горю, с помощью метода понимания в связи с самовосприятием (Finke, 1994) терапевт начинает обращаться к идеальному Я личности, которое заставляет человека считать горестные чувства чем-то неподобающим или непристойным. Таким образом, начинается «разбирательство» с авторитетной «инстанцией». В рамках понимания в связи с организмом (Finke, 1994) терапевт обращается к переживаниям, противоположным самовосприятию. Внутренний разлад клиента он представляет как нечто необходимое, что должно как-то его расшевелить. Но этот разлад, однако, постоянно увеличивается.