double arrow

Стадия наблюдения и дистанцирования.


Восточная история «Любопытные и слон»: Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон - это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

В момент обращения за психологической помощью конфликт, как правило, находится в острой фазе и уже приобрел определенную инерцию. Клиент и другие участники вовлечены в конфликт и уже не могут посмотреть на происходящее со стороны. Часто истинные причины конфликта уже забыты и вместо них появляются вторичные травмирующие факторы, т.е. защитные реакции партнёра на поведение пациента. По выражению Пезешкиана участников конфликта можно сравнить с людьми, которые так близко подошли к картине, что видят фактуру, холст, сгустки краски, но не могут увидеть сам образ. В этом случае высказывания могут касаться недостаточно хорошо загрунтованного холста, небольших дефектов рамы и других деталей, обсуждение которых уводит от понимания произведения.

На этой стадии основной задачей является изменение масштаба, поиск дистанции, с которой клиент будет способен увидеть ситуацию в целом. Уже при заполнении первого интервью, терапевт интересуется конфликтом, его связью с самыми различными сторонами жизни пациента. Клиент восстанавливает контекст возникновения и динамики конфликта. Клиент должен приглядеться к своему окружению и записать, с кем, в каких ситуациях он вступает в конфликты. Одновременно консультант спрашивает, а как клиент хотел бы


поступить в этих случаях, и как, на его взгляд, поступили бы другие люди - его друзья, представители другой культуры, книжные и киногерой.

Наблюдение:клиенту предлагается следить за поведением партнера по конфликту, записывать, что раздражает, а что радует. Руководящие вопросы для клиента: «С кем и когда Вы чувствовали себя рассерженным или подавленным? Что порадовало Вас и дало Вам ощущение счастья? Что Вам нравится в Вашем партнере? Что не нравится? Что Вас соединило, и что удерживает вместе?» Подразумевается, что общий дискомфорт примет, таким образом, форму, которая позволит найти новые аспекты и будет способствовать переориентации в поле взаимоотношений. Ведение дневника наблюдений, кроме того, выполняет дополнительно функцию клапана: клиент занимается своим конфликтом, но не обостряет его.




Воздержание от критики:клиенту во время наблюдения за партнером по конфликту запрещается критиковать его. Рекомендуется отмечать способности проявляемые партнером по конфликту, например, неспособность чувствовать время, педантичность, грубость и так далее. Благодаря отстраненному наблюдению и воздержанию от критики конфликт может быть раскрыт. Повседневное взаимодействие воспринимается теперь с новой точки зрения. Такие привычки, как игра в критику, отбрасываются, по крайне мере на время, что разрушает связанные с ними установки и ожидания.

Запишите распорядок дня (недели):клиенту дается задание подробно записать и проанализировать, как он проводит свой день, неделю. Это упражнение на самоконтроль. Можно обнаружить и диспропорции, и области интересов, и игнорируемые области. Для анализа используется модель Баланса. Это упражнение помогает раскрыть центральные концепции человека и его семьи.

Улаживание проблемы с партнером:клиенту подчеркивается, что проблемы - дело личное, запрещается обсуждать их с кем-то третьим. Вместо того, чтобы говорить о тревоге, агрессии и депрессии, клиенту предлагается обратить внимание на условия, в которых они возникают. Обсуждение проблемы рекомендуется ограничить кругом тех, кто непосредственно вовлечен в нее. Таким образом, избегается раздувание конфликта, когда конфликт никак не улаживается не потому, что участники не могут справиться с ним, а потому, что о нем не могут забыть другие люди.



Реальные и идеальные действия:клиенту предлагается спланировать реальные и идеальные действия в конфликтной ситуации. Акцент делается на новые, неожиданные, альтернативные действия. Уменьшение эмоциональной вовлеченности клиента в конфликт открывает для него дорогу к пониманию происходящего, показывает, что люди способны на различные поступки, не только те которые кажутся обязательными, с точки зрения семейных концепций и личных догм. Клиент описывает реальную конфликтную ситуацию. Реальное действие описывает его реакцию, исходящую из некоторой концепции. Идеальное действие заключает в себе контр-концепцию, которая представляется клиенту как осуществимая альтернатива.

Антистрессовая сыворотка:клиент обучается приемам самопомощи помогающим бороться со страхом, гневом, нерешительностью. Консультант оказывает психологическую поддержку клиенту, находящемуся в ситуации конфликта. Многие люди боятся столкновения со своими конфликтами и проблемами, потому что из-за них эти люди чувствуют себя неуверенными и беспокойными, они страдают, когда не могут избежать конфликтов. Но психотерапия требует именно столкновения с ними. По выражению Пезешкиана, - это очень похоже на посещение зубного врача, который сверлит больной зуб. Усиление боли происходит только до определенной степени. Затем врач пломбирует канал, и боль прекращается.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7