double arrow

Стадия вербализации.

Восточная история «Идеальный верблюд». Много лет тому назад четверо ученых брели с караваном по пустыне Кавир. Вечером они все вместе сидели у большого костра и делились впечатлениями. Все в один голос хвалили верблюдов: их непритязательность, выносливость, сила и непостижимое терпение приводили друзей в восторг. «Мы все владеем пером, - сказал один из них. - Давайте напишем или нарисуем что-нибудь в честь верблюда и прославим его». С этими словами он взял пергаментный свиток и направился в шатер, освещенный лампадой. Спустя несколько минут он вышел и показал свое произведение друзьям. Он нарисовал верблюда, встающего после отдыха. Рисунок так хорошо удался, что было впечатление, будто


верблюд живой. Второй вошел в шатер и вскоре вернулся с кратким деловым очерком о той пользе, какую приносят верблюды. Третий написал очаровательное стихотворение. Наконец, четвертый отправился в шатер и попросил его не беспокоить. Прошло несколько часов, огонь в костре давно погас и друзья спали, а из слабо освещенного шатра все еще доносился скрип пера и монотонное пение. Напрасно друзья ждали своего товарища целых три дня. Шатер спрятал его так же надежно, как земля, что сомкнулась за Алладином. Наконец, на пятый день, наиприлежнейший из всех прилежных вышел из шатра. Черные тени обрамляли его глаза, щеки впали, подбородок оброс щетиной. Усталой походкой и с кислым выражением лица, будто съел зеленых лимонов, он подошел к друзьям и с досадой бросил перед ними связку пергаментных свитков на ковер. На внешней стороне первого свитка было написано крупными буквами во всю ширь: «Идеальный верблюд, или Верблюд, каким ему надлежало бы быть...» (по Н. Пезешкиан)

На стадии вербализации фокус консультирования находится на противоречии вежливость-искренность. Эти способности берутся в конкретной ситуации и подвергаются углубленному анализу. Вежливость означает пренебрежение собственными потребностями ради потребностей и интересов других людей. Искренность же, напротив, означает противопоставление собственных интересов потребностям других людей.

Консультант рассматривает базовый конфликт пациента через призму вежливости-искренности. Вместе с клиентом он выясняет особенности формирования его убеждений, касающихся этих способностей.

В Позитивной психотерапии клиент учится тому, что до момента обсуждения конфликта на стадии вербализации надо пройти ещё три стадии, а именно: дистанцирование, инвентаризацию, ситуативное поощрение. Только после того, как пройдены все три этапа, состоится разговор о проблеме. Благодаря этому алгоритму в Позитивной Психотерапии неосознанные конфликты конкретизируются. Консультант советует клиенту раз в неделю обсуждать свои проблемы с партнёром по конфликту, семьёй и социальным окружением. Само обсуждение должно быть организовано, назначено время, выбрано место. В остальное время объявляется мораторий на конфликты.

Клиент Партнёр по конфликту
Вежливо слушает  
Спрашивает себя и партнёра о том, какое значение проблема имеет для него, с какого времени его это беспокоит и как он с этим справляется. Отвечает, находя равновесие учтивостью и прямотой между
Пытается совместно с партнёром решить проблему Пытается совместно с партнером проблему решить

Таблица 4

Правила ведения диалога:

• конфиденциальность: участники разговора обязуются его не разглашать

• смелость и открытость: лишняя осторожность приносит больше вреда, чем своевременный
открытый разговор

• конструктивность - не критиковать, а предлагать, как можно исправить положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: