Стадия расширения целей

Восточная история «О вечной жизни». Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммад. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. «Что


же ты делаешь?» - спросил царь. «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик. Царь удивился: «Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».

Основной целью этой стадии является расширяющаяся контр-концепция. Консультант в беседах с клиентом, используя анализ его поведения в повседневной жизни, проводит тест на экологичность проводимых им вмешательств и провозглашенных целей консультирования. Клиент учится использовать освободившуюся после разрешения конфликта энергию. Учится распределять её, учитывая своё знание 4 сфер переработки конфликта. Следуя концепции Позитивной Психотерапии, клиент, исходя из своих фантазий и планов, учится развивать в себе недостаточно сформированные способности, находит дополнительные эталонные образцы, развивает не доминантные сферы переработки конфликта. «Новая жизнь прямо сейчас» и «изменение - это средство, а не цель» вот лозунги этой стадии. Поощряемый консультантом, клиент ставит перед собой новые цели. Стремится стать психотерапевтом для своей семьи и социального окружения.

На каждой стадии терапии человек рассматривается как существо, наделённое бесконечным числом добродетелей, живущее в сообществе. Вследствие конфликтов, возникающих в социуме, развивается способность человека помогать самому себе и другим. Для позитивного психотерапевта пятишаговая модель является руководством, которое помогает ему структурировать терапию, картой, посредством которой он может корректировать свой собственный терапевтический подход, воздушным шаром, с которого он может наблюдать ход лечения, самого себя, пациента. Она позволяет ему сохранить собственную идентичность в чужом для него мира пациента и его семьи. Терапевтическое взаимодействие происходит на двух уровнях.

Уровень 1. Поскольку ситуация требует профессиональной компетенции вмешательство осуществляется терапевтом. Способы воздействия могут быть самыми разнообразными: они зависят от индивидуальной и профессиональной подготовки консультанта. Вне зависимости от диагноза и плана консультирования позитивный психотерапевт должен быть способен:

• терпеливо слушать, сочувствовать и предлагать различные точки зрения: обеспечивать
условия поддержки, искренности, приятия, транскультурного и позитивного изменения
взглядов;

• Задавать точные вопросы, определять содержание, хронологию, динамику и возможности.
Определять психогенез, соматогенез, социогенез и предоставлять пациенту полное
понимание ситуации, основанное на систематизированном первом интервью и структуре
терапии;

• Сопровождать пациента на пути к самопомощи: путь к самопомощи, что означает веру в
способности клиента и знание способа их развития;

• Фокусировать на конфликтах путем консультаций и осознавать ответственность за
последствия изменений. Практиковать честность, открытость, терпение и вежливость в
решении конфликтов;

• Предвидеть будущее пациента после разрешения конфликта и окончания курса терапии:
использовать надежду как лекарство не только для решения внутренних проблем
пациента, но и для улучшения отношений в семье и социальном окружении пациента;

• Обмениваться с коллегами и терапевтическими институтами результатами исследований
терапевтического влияния и результатами специального образования по Позитивной
Психотерапии в разных странах;

• Соблюдать и осознавать сущность терапевтических отношений.


Уровень 2. На этом уровне понимания терапевтический процесс рассматривается как процесс самопомощи. Клиент отказывается от пассивной роли и начинает пересматривать свои взаимоотношения, со своей семьёй, пробовать другие модели поведения. Таким образом он приобретает навыки, необходимые для разрешения своих конфликтов. Пятишаговая модель помогает пациенту составить собственную картину терапевтического процесса и взять на себя решение задачи последовательной помощи самому себе и своему окружению.

Использование историй в психотерапии. Позитивная Психотерапия - это метод, опирающийся на психотерапевтические традиции различных культур. От западной традиции взята научная объективность, структурность, ориентация на результат, метод анализа. Из восточной культуры воспринята традиция к восприятию пациента в семейном контексте, понимание важности духовного опыта и, конечно же, использование историй, мудрых высказываний, пословиц. Как хорошее лекарство, данное в нужное время в правильной дозировке, история, в нужное время рассказанная клиенту, играет большую терапевтическую роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: