Несмотря на своё разнообразие, истории могут быть распределены на две группы

1. Истории, подтверждающие нормы, принятые в культуре.

2. Истории, которые рассматривают эти нормы как относительные.

Несмотря на кажущуюся противоречивость, обе группы дополняют друг друга. Во-первых, смысл каждой истории зависит от контекста, в котором она была рассказана, от личности пациента, от контекста, в котором она была рассказана, от акцентов, расставленных терапевтом, рассказавшим историю. Во-вторых, когда человек постигает один из смыслов истории, то начинает понимать остальные смыслы, содержащиеся в ней. «Смена позиций» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет приобретения навыка многоуровневой метафорической коммуникации. И наоборот, усиление акцента на существующие, общепринятые нормы приводит к возникновению тени сомнения. Так, ярко светящая лампа позволяет увидеть тень от предмета.

Можно сказать, что истории позволяют терапевту научить пациента «танцу с миром», а всякий танец содержит как обязательные фигуры, так и импровизации.

Процессы, приводящие к переживанию и духовной переработке истории в Позитивной Психотерапии, называются функциями историй.

Функции историй по Н. Пезешкиану:

1. Функция зеркала - образность историй, даёт возможность увидеть схожесть ситуации с
ситуацией героев. Облегчает идентификацию с ними. Найти собственный смысл в их
высказываниях. Эти реакции, в свою очередь, могут стать предметом терапевтической
работы. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои
проблемы со стороны. Таким образом, пациент может определить своё отношение к
привычным возможностям решения конфликтов. История становится зеркалом,
которое отражает реальность, превращая её в ассоциативные образы.

2. Функция модели. Истории - это по своей сути модели. Они отображают в виде
алгоритмов конфликтные ситуации и предлагаются различные варианты разрешения
проблем. Однако модель, которая предлагается в истории, не статична, а способна
меняться вслед за изменением клиента. В этом случае в истории клиент находит новые
грани, открывает для себя точку зрения другого персонажа.

3. Функция медиатора. Клиент, пришедший на приём к консультанту, находится в
затруднительном положении. Для него многое непривычно: манера разговора,
необходимость быть откровенным важность доверия в отношениях. Клиенту бывает
трудно расстаться с привычным и, как ему кажется, единственно возможными
представлениями. Сложно осознать, что реальность может и отличаться от его


внутренней мифологии. «Подобно тому, как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, клиент боится расстаться с привычными способами самопомощи, хотя они и затащили его в заколдованный круг конфликтов».

4. Часто эта ситуация связана с недоверием клиента, с его неуверенностью в том, что врач
может ему предложить нечто равноценное или лучшее. Клиент начинает показывать
своё недоверие самыми различными способами: молчанием, пропуском
психотерапевтических сеансов, прямой конфронтацией с консультантом, обсуждением
стоимости лечения сетованием на то, что это для него дорого, объяснением, что если
консультант не поможет ему за 1-2 сеанса, то он не сможет из-за своей занятости
ходить дальше. Ситуация недоверия воспринимается консультантом как сопротивление
в терапии. Эта ситуация неприятна и для консультанта и для клиента. В зависимости от
своих индивидуальных особенностей и от особенностей практикуемого метода,
консультант может применить самые различные способы проработка сопротивления.
Подобная проработка не всегда бывает приятной для пациента и может вызвать
усиление защитных механизмов. В Позитивной психотерапии консультант в таких
случаях использует истории, ослабляя тем самым противостояние консультант-клиент.
Рассказанная о ком-то другом история успокаивает пациента, в то же время
удовлетворяет его нарциссические желания. Обсуждая историю, клиент говорит как бы
не о себе, а только о персонаже истории. Критикуя поведение этого персонажа, клиент
способен объединиться с консультантом. Так ситуация консультант-клиент меняется на
ситуацию консультант-история-клиент. Функция истории как посредника в
дальнейшем может использоваться для решения супружеских конфликтов или
конфликтов, связанных с воспитанием детей. Особенно в тех случаях, когда партнёр по
конфликту готов к агрессивной реакции.

5. Функция пролонгирования. Вследствие того, что истории рассказываются из
поколения в поколение, из них уходит лишнее. Портреты героев становятся яркими,
язык - сочным, характеры - выпуклыми. Благодаря своей образности, истории легко
запоминаются. Клиент вспоминает их и после окончания сеанса, вносит в них свои
изменения, рассказывает другим людям. Таким образом, история выполняет функцию
хранения опыта, помогает клиенту стать психотерапевтом для собственной семьи.

6. Истории как носитель традиций. В историях запечатлены культурные традиции,
семейные истории, индивидуальные ситуации. О чем бы ни шла речь в истории, это
всегда будет типичная, неоднократно повторяющаяся ситуация. В этом смысле
истории направляют мысль за пределы индивидуального опыта. Обогащают пациента
ассоциациями, размышлениями, находками других поколений и культур. Многие
школы психотерапии используют истории для объяснения своих теоретических
концепции. История царя Эдипа в психоанализе признаётся метафорой центрального
конфликта. В трансакционном анализе истории составляют суть жизненных сценариев.

7. Истории как межкультурные посредники. В качестве носителей традиций истории
представляют различные культуры. Истории содержат общепризнанные понятия,
нормы поведения, стереотипы решения конфликтов. Истории, принадлежащие другим
культурам, передают информацию о тех жизненных принципах, которые считаются
вечными в этих культурах. С этим связан процесс снятия эмоциональных границ и
предрассудков. Зачастую истории, переходя в другую культуру, адаптируются к ней. У
персонажей появляются другие имена, изменяется контекст, история начинает
восприниматься как своя и тем самым обогащает принявшую её культуру. «Узнавая
иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не
знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но, как
побуждение к сомнению, к размышлению относительно правильности существующих


представлении, как посредник при ознакомлении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и постановке новых целей»

8. Истории как помощники в регрессии. Атмосфера, в которой рассказывается история,
может быть первоначально различной, но сам факт рассказа истории меняет отношения
между клиентом и консультантом. Терапевтическая атмосфера становится в каком-то
смысле семейной, непринуждённой, дружественной, партнёрской. Через истории
консультант обращается к фантазии, интуиции, творческим способностям клиента.
Ситуация в терапии начинает напоминать ситуации в семье, когда ребёнку на ночь
рассказывали сказки. Клиент получает разрешение вернуться к своему детскому
опыту. Обогащается воспоминаниями о ситуациях опёк и заботы. Этот возврат на
ранние стадии развития направляется выбором темы и истории. Консультант учитывает
индивидуальные особенности клиента и регулирует скорость и глубину регрессии

9. Истории как контр-концепции. С помощью истории консультант предлагает клиенту
не теорию и контр-концепцию, которая может быть воспринята по-разному. Истории
дают возможность терапевту и клиенту придать общению глубину, многозначность,
помогая тем самым пациенту принять ответственность за своё поведение. В
психотерапевтической ситуации контр-концепции могут предлагаться в виде рецепта.
Консультант даёт пациенту задание прочесть историю в книге, обдумать её, высказать
своё суждение устно или письменно. В определённых случаях консультант может
настаивать на том, чтобы пациент ознакомил с историей членов своей семьи и обсудил
её с ними.

10. Изменение концепции. Большая часть историй не просто информируют клиента о чём-
либо. Они неожиданно вызывают новое переживание, подобное тому, какое бывает при
оптических обманах: в сознании человека без особого труда происходят изменения
позиции, которые воспринимаются с изумлением и вызывает переживание «ага!»

3.3. Методики Релаксации.

Определение. Релаксация (от лат. Relaxatio - расслабление), метод консультирования использующий техники изменяющие психофизиологическую активность человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: