Проводя консультацию в детских учреждениях, консультанты стремятся найти такие стратегии решения проблемы, которые бы подразумевали участие преподавателей и других сотрудников, кто по долгу службы имеет отношение к детям и их семьям. Несмотря на то что диапазон практических методик и интервенций широко варьируется, формат консультационной работы с персоналом чаще всего имеет три общие модальности: консультация, ориентированная на конкретный случай, группы «консультант— персонал» психологическое обучение.
1. Консультация, ориентированная на конкретный случай. Это подход, при котором диалог консультанта и консультируемых, нацеленный на поиск решения, и все осуществляемые действия выстраиваются с учетом запросов и специфики конкретного ребенка или случая. Общий формат консультации, ориентированной на конкретный случай, по своим структурным и философским характеристикам близок к тому типу консультации, касающейся конкретного случая, которая сосредоточена на клиенте. Она указана Капланом (Сар1ап, 1970), ее описание дано в этой книге (см. главу 3). Применительно к детским учреждениям рассматриваемый тип консультации требует, чтобы специалисты решал и проблемы, работам с теми, кто занимается обслуживанием детей. Например, консультанты и консультируемые оценивают поведенческий статус или уровень развития ребенка, обобщают информацию оценочного плана и интуитивные впечатления, планируют и осуществляют необходимые вмешательства. В диалоге, сфокусированном на конкретном случае, постепенно вырисовывается подробный план, определяющий способы устранения поведенческих или эмоциональных проблем ребенка (более детальное рассмотрение консультации, потребность в которой обусловлена конкретным случае, см. в главе 6).
|
|
2. Группы «консультант - персонал». Групповой подход к решению проблемы — это организованный метод совместной работы персонала детского учреждения и консультант: их сотрудничество, совместный поиск оптимального решения проблемы и планирование. Рамки группы предоставляют благоприятные условия, когда сотрудники сообща идентифицируют свои проблемы и планируют интервенции. У такого подхода есть целый ряд преимуществ. Это и объединение усилии разных участников, и опора на коллективный опыт, и совместное решение проблемы, и большая эффективность действий. Групповой подход стимулирует коммуникативную и исследовательскую деятельность различных служб при «минимальном дублировании» работы
3. Психологическое обучение. Осуществляемые л обычных учреждениях образования, развивающие и образовательные программы за редким исключением имеют отношение к когнитивным процессам и успеху в учении. Такие задачи, бесспорно, приоритетны для данных программ, однако специалисты по детскому развитию утверждают, что эмоциональное и психологическое развитие ребенка — не менее важная задача (Beaty, 1986). В самом деле, так как происходящее с ребенком в период его развития накладывает глубокий отпечаток па его эмоциональное самочувствие и стабильность в будущем, программы детского развития необходимо ориентировать на внимание к эмоциональному и психосоциальному росту ребенка.
|
|
Консультанты могут помочь работникам детских учреждений во внедрении и оценке различных видов занятии и упражнений, которые имеют четкие психологические цели. В качестве примеров приведем опубликованные программы «Развитие понимания себя и других» (Dinkmeyer & Dinkmeyer, 1982) и «Я такой, какой есть» (Office of Human Development Services, 1988), в которых к традиционным учебным планам добавляется новый компонент, связанный с психологическим развитием. Третьим, более современным примером является программа «Обращение с детьми, переживающими стресс» (Head Start Bureau, 1994), предназначенная для обучения персонала детских учреждений «практическим стратегиям работы с детьми, живущим в чрезвычайных условиях».
Хотя модель «Я такой, какой есть» разрабатывалась для программ начального уровня (Office of Human Development Services, 1988), устанавливаемые ею цели вполне соответствуют работе в рамках других учреждений детского развития.
1. Развитие самосознания. Занятия и упражнения, актуализирующее самосознание, предназначены для того, чтобы помочь детям узнать, кто они есть, и развить ощущение «бытия» (р. 17).
2. Изучение собственные эмоций. Работники детского учреждения должны разрабатывать и включать в свои учебные планы такие виды деятельности, которые помигают детям научиться распознавать своп эмоции.
3. Развитие коммуникативных навыков. В учебные планы следует включать различные игры и виды деятельности, способствующие формированию навыков общения и умения поддерживать полноценные отношения с другими людьми.
4. Развитие мышления. Это цели, направленные на развитие когнитивных умений, воображения или креативности, речевой выразительности.
5. Умение пользоваться литературой. Учебные программы должны придавать особое значение формированию у детей навыков познания, воображения, речи использования литературы.