Предоставление консультации работникам детских учреждений

Проводя консультацию в детских учреждениях, консультанты стремят­ся найти такие стратегии решения проблемы, которые бы подразумева­ли участие преподавателей и других сотрудников, кто по долгу службы имеет отношение к детям и их семьям. Несмотря на то что диапазон практических методик и интервенций широко варьируется, формат консультационной работы с персоналом чаще всего имеет три общие модальности: консультация, ориентированная на конкретный случай, группы «консультант— персонал» психологическое обучение.

1. Консультация, ориентированная на конкретный случай. Это под­ход, при котором диалог консультанта и консультируемых, нацеленный на поиск решения, и все осуществляемые действия выстраиваются с учетом запросов и специфики конкретного ребенка или случая. Общий формат консультации, ориентированной на конкретный случай, по сво­им структурным и философским характеристикам близок к тому типу консультации, касающейся конкретного случая, которая сосредоточена на клиенте. Она указана Капланом (Сар1ап, 1970), ее описание дано в этой книге (см. главу 3). Применительно к детским учреждениям рас­сматриваемый тип консультации требует, чтобы специалисты решал и проблемы, работам с теми, кто занимается обслуживанием детей. Например, консультанты и консультируемые оценивают поведенческий статус или уровень развития ребенка, обобщают информацию оценочного плана и интуитивные впечатления, планируют и осуществляют не­обходимые вмешательства. В диалоге, сфокусированном на конкретном случае, постепенно вырисовывается подробный план, определяющий способы устранения поведенческих или эмоциональных проблем ребен­ка (более детальное рассмотрение консультации, потребность в которой обусловлена конкретным случае, см. в главе 6).

2. Группы «консультант - персонал». Групповой подход к решению проблемы — это организованный метод совместной работы персонала детского учреждения и консультант: их сотрудничество, совместный поиск оптимального решения проблемы и планирование. Рамки группы предоставляют благоприятные условия, когда сотрудники сообща идентифицируют свои проблемы и планируют интервенции. У такого подхода есть целый ряд преимуществ. Это и объединение усилии раз­ных участников, и опора на коллективный опыт, и совместное решение проблемы, и большая эффективность действий. Групповой подход сти­мулирует коммуникативную и исследовательскую деятельность раз­личных служб при «минимальном дублировании» работы

3. Психологическое обучение. Осуществляемые л обычных учреждени­ях образования, развивающие и образовательные программы за редким исключением имеют отношение к когнитивным процессам и успеху в учении. Такие задачи, бесспорно, приоритетны для данных программ, однако специалисты по детскому развитию утверждают, что эмоциональ­ное и психологическое развитие ребенка — не менее важная задача (Beaty, 1986). В самом деле, так как происходящее с ребенком в период его развития накладывает глубокий отпечаток па его эмоциональное са­мочувствие и стабильность в будущем, программы детского развития необходимо ориентировать на внимание к эмоциональному и психосоциальному росту ребенка.

Консультанты могут помочь работникам детских учреждений во внедрении и оценке различных видов занятии и упражнений, которые имеют четкие психологические цели. В качестве примеров приведем опубликованные программы «Развитие понимания себя и других» (Dinkmeyer & Dinkmeyer, 1982) и «Я такой, какой есть» (Office of Human Development Services, 1988), в которых к традиционным учеб­ным планам добавляется новый компонент, связанный с психологичес­ким развитием. Третьим, более современным примером является про­грамма «Обращение с детьми, переживающими стресс» (Head Start Bureau, 1994), предназначенная для обучения персонала детских учреж­дений «практическим стратегиям работы с детьми, живущим в чрезвы­чайных условиях».

Хотя модель «Я такой, какой есть» разрабатывалась для программ начального уровня (Office of Human Development Services, 1988), уста­навливаемые ею цели вполне соответствуют работе в рамках других учреждений детского развития.

1. Развитие самосознания. Занятия и упражнения, актуализирующее самосознание, предназначены для того, чтобы помочь детям узнать, кто они есть, и развить ощущение «бытия» (р. 17).

2. Изучение собственные эмоций. Работники детского учреждения дол­жны разрабатывать и включать в свои учебные планы такие виды деятельности, которые помигают детям научиться распознавать своп эмоции.

3. Развитие коммуникативных навыков. В учебные планы следует включать различные игры и виды деятельности, способствующие формированию навыков общения и умения поддерживать полноцен­ные отношения с другими людьми.

4. Развитие мышления. Это цели, направленные на развитие когнитив­ных умений, воображения или креативности, речевой выразитель­ности.

5. Умение пользоваться литературой. Учебные программы должны придавать особое значение формированию у детей навыков позна­ния, воображения, речи использования литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: