Принципы и этические аспекты психологического консультирования

Принципы психологического консультирования – это определенные правила работы, принятые в данной области психологической практики, а также обязательства, которые имеет каждый консультант перед клиентами и профессиональным сообществом.

Одним из ведущих принципов консультативной деятельности является принцип ответственности: психолог-консультант ответственен перед своим клиентом, перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, перед своим профессиональным сообществом и перед обществом в целом. Консультант несет полную ответственность за правильность проведения консультативного процесса, адекватность используемых методов и техник. Принцип ответственности предполагает осознание консультантом границ собственной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. Если консультант чувствует, что он недостаточно компетентен для того, чтобы работать над проблемой клиента, он обязан обратиться к более опытным коллегам за супервизией, либо перенаправить клиента к другому консультанту, специализирующемуся в области, соответствующей проблематике клиента. В противном случае может быть нарушен следующий принцип консультирования – принцип ненанесения ущерба, который подразумевает недопустимость сознательного или случайного нанесения вреда клиенту.

Принцип беспристрастного отношения психолога к клиенту не допускает предвзятого отношения к человеку, обратившему за консультативной помощью даже в том случае, если те или иные его качества или аспекты поведения вызывают у консультанта неприязнь или, если жизненная позиция клиента резко отличается от позиции консультанта.

Этот принцип дополняется принципом ориентации на нормы и ценности клиента, который подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Оказание эффективной психологической помощи клиенту становится возможным только в том случае, если консультант в работе опирается на систему ценностей самого клиента, а не свою собственную. Критическое отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, что существенно осложнит течение консультативного процесса. Так, например, консультант-атеист должен с пониманием относиться к клиенту, являющемуся верующим человеком, и в своей работе, придерживаться ценностей и ограничений, значимых для клиента. Другой пример: консультант, считающий недопустимой супружескую измену, не имеет права критиковать и осуждать клиента, имеющего внебрачные отношения.

Одним из основополагающих принципов психологического консультирования является принцип конфиденциальности. Р. Кочюнас справедливо называет этот принцип основным источником этических дилемм в консультировании, так как существуют ситуации и обстоятельства, при которых профессиональная тайна не соблюдается. К ним относятся:

1. Ситуации повышенного риска для жизни клиента или других людей (наличие у клиента выраженных суицидных или гомицидных намерений).

2. Сообщение клиента о совершенных им преступных действиях (насилии, развращении, инцесте, распространении наркотиков и др.), равно как и сообщение о том, что подобные действия были совершены над ним (в том случае, если клиент – несовершеннолетний).

Консультант, обеспечивая секретность, на первой же консультативной встрече должен ознакомить клиента с данными ограничениями принципа конфиденциальности. Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы и проинформировать об опасности ее саму, родителей близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

В остальных случаях принцип сохранения профессиональной тайны, неразглашения информации о клиенте должен строго соблюдаться. Так, недопустимо использование аудио и видеозаписи, а также наблюдение за консультацией третьим лицом без предварительного согласия клиента. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов и т.п.) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Другой важный этический принцип, заслуживающий особого внимания – принцип запрета на «двойные» отношения. Нецелесообразно и неэтично консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может нарушить эмоциональные связи, привести к конфликтам или отдалению людей друг от друга. Консультирование своих подчиненных или студентов ставит последних в ситуацию зависимости от консультанта, тогда как консультант получает возможность манипулировать такими клиентами или эксплуатировать их. Существование любого рода близких отношений между консультантом и клиентом многократно усиливает и без того сложные для проработки феномены переноса и контрпереноса.

Наконец, последний из основных принципов психологического консультирования – принцип острожного отношения к советам. Ряд консультантов придерживаются крайнего варианта этого принципа – запрета на советы клиенту в процессе консультирования. В первую очередь, это аргументируется тем, что, советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. Другие консультанты полагают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Например, допускается советовать на начальных этапах консультирования, так как совет может выступать здесь в роли поддержки, сочувствия клиенту. Кроме того, совет профессионального психолога может быть необходим клиенту, который находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения.

Соблюдение принципов и этических норм в практической деятельности психолога-консультанта предполагает наличие у него определенных личностных черт.

Одно из центральных мест среди ПВК психолога отводится определенным способностям: эмпатии, способности к личностному росту, самопознанию, рефлексии, коммуникативным способностям и социальному интеллекту. К числу профессионально-важных качеств также относят эмоциональный контроль, стабильность, стрессоустойчивость, чувство ответственности и чувство долга, беспристрастность и способность к безоценочному принятию клиента в сочетании с позицией априорного уважения по отношению к нему.

Помимо желательных и необходимых личностных качеств, выделяют ряд анти-ПВК - качеств, препятствующих эффективному выполнению психологом-консультантом его профессиональных задач. К ним относят такие личностные особенности, как высокий уровень тревожности, агрессивность, субъективизм, амбициозность, ригидность, слабо выраженные гуманные личностные тенденции.

Слабое развитие ПВК и наличие ряда анти-ПВК у психолога-консультанта может привести к предвзятому отношению к клиенту, проецированию на него своих проблем, ухудшению эмоционального состояния клиента и эмоциональному истощению самого консультанта.

Поэтому психолог-консультант должен постоянно работать над развитием своих рефлексивных способностей, а также повышать самоосознание тех качеств и сторон личности, которые являются профессионально нежелательными. Наиболее конструктивный путь для этого – личный опыт психотерапии в качестве клиента и опыт работы под руководством опытного супервизора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: