Приемы ведения консультативной беседы

Выделяют невербальные и вербальные приемы ведения консультативной беседы. Для консультанта очень важно отмечать невербальные послания клиентов, реагировать на них и контролировать влияние своего невербального поведения на клиентов. Среди основных компонентов невербального общения следует выделить:

1. выражение лица;

2. поза, изменение положения тела;

3. жестикуляция;

4. невербальное общение посредством голоса (тон, темп речи, громкость, качество произношения).

Важное значение имеют также особенности невербального общения клиента посредством голоса. «Бесчувственный», монотонный голос может отражать стремление клиента к формальному общению, свидетельствовать о недоверии консультанту, отдалении от него. Такой тон может выражать и оборонительную позицию по отношению к обсуждаемой ситуации или проблеме, нежелание глубоко в нее погружаться. Нерешительный, дрожащий, напряженный голос сообщает о значимости, часто болезненности обсуждаемого материала и актуальных переживаний. Ускорение темпа речи говорит о повышении тревожности клиента, часто обусловленной переходом к обсуждению значимых чувств и проблем. Замедление темпа может отражать напряженность мыслительного процесса, либо усиление сопротивления клиента.

Модальность голоса созвучна внутреннему отношению к высказыванию. Отчетливая речь говорит об искренности, твердость голоса – о смелости, настойчивости. Неясная, слишком тихая речь часто означает нежелание общаться.

Консультант должен обращать внимание на несоответствие вербального и невербального поведения клиентов, так как довольно часто на словах клиент говорит одно, а тон голоса, выражение лица, поза тела раскрывают совсем другой смысл сказанного. В этих случаях консультанту следует помочь клиентам выразить их реальные подлинные чувства.

Одним из наиболее важных приемов ведения консультативной беседы является задавание вопросов. Вопросы должны тщательно составляться консультантом таким образом, чтобы помочь клиенту посмотреть на его ситуацию более объективно, не прибегая к защите. Вопросы разделяются на открытые, закрытые и альтернативные.

Среди открытых вопросов выделяют:

- вопросы, направленные на выяснение фактов («Когда впервые у Вас появились подобные переживания?», «Что входит в Ваши профессиональные обязанности?»);

- вопросы, направленные на выяснение мыслей и убеждений («Какие мысли у Вас появлялись, когда Вы ждали его звонка?"; Менялись ли Ваши убеждения относительно сексуальных отношений на протяжение этих лет?");

- вопросы, направленные на выяснение чувств ("Что Вы чувствуете сейчас, когда это говорите?", «Какие чувства вызывает в Вас критика?);

- вопросы, направленные на выяснение поведения клиента в определенных ситуациях («Какие действия Вы предприняли, узнав, что Вам грозит сокращение?», «Как Вы ведете себя в ситуациях, когда Вас критикуют?»);

- вопросы, направленные на прояснение потребностей клиента (Для чего Вам нужно быть такой, как Вы говорите: более умной, сильной смелой?», «Какой идеальный результат от нашей совместной работы Вы хотели бы получить?»);

- вопросы, направленные на выяснение телесных ощущений («Что сейчас происходит с Вашим дыханием?»; «На что похожа головная боль, о которой Вы говорите?»).

Альтернативные и закрытые вопросы используются в консультировании гораздо реже.

Среди других вербальных приемов консультативной беседы выделяют повтор, поддержку (ободрение), парафраз, резюмирование.

Повтор - повторение одного-двух ключевых слов из высказывания говорящего с целью направления его речи в определенное русло и концентрации на важной для исследования проблемы теме.

Поддержка - повторение последних слов клиента в тех случаях, когда он испытывает опасения и другие затруднения при вербализации своих мыслей и чувств, а также использование слов ободрения: «хорошо», «продолжайте», «понимаю», «вы правы», «это нелегко» и т.д. говорящего.

Парафраз - повторение мысли клиента своими словами, в утвердительной или вопросительной форме с целью улучшения смыслового понимания высказывания и побуждения клиента удерживаться на одной теме, более подробно развивая свои мысли.

Резюмирование – обобщение смысла сказанного клиентом, своими или его словами, с целью актуализации основного содержания высказывания и сокращения лишней информации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: