В психологическом консультировании

Понятия «психологическое консультирование» и «психоанализ» часто противопоставляются, в основном, по критерию глубины проработки проблем клиента. Вместе с тем нельзя не отметить, что ряд концептуальных ценностей и принципов психоанализа вошли в качестве неотъемлемой части в различные модели консультативной помощи. К ним относятся, например, идеи внутриличностного конфликта, защитных механизмов, символической природы бессознательного, принцип сохранения психической энергии, постулат влияния раннего детского опыта на психическую реальность взрослого человека.

В настоящее время психоаналитическое консультирование имеет статус самостоятельного направления в рамках личностно-ориентированного консультирования. Психоаналитическое консультирование следует отличать от психоаналитической психотерапии – специализированного вида психологической помощи, возникшего на базе психоанализа и предполагающего длительную (как правило, не менее 2-3 лет) работу с клиентом, целью которой является трансформация личности последнего, главным образом, за счет глубокого анализа его личной истории и значительного изменения его убеждений, системы отношений и поведения. В отличие от данного вида психотерапии, психоаналитическое консультирование предполагает помощь клиенту в мобилизации его личностного ресурса в опоре на «здоровые», целостные аспекты его личности. Кроме того, консультант, в отличие от психотерапевта, фокусирует внимание только на одном из актуальных для клиента конфликтов, не затрагивая остальные. Наконец, психоаналитическое консультирование адресовано только клиентам, не имеющим серьезных психических нарушений, тогда как аналитик-терапевт нередко работает с людьми, проблемы которых обусловлены достаточно глубокой психопатологией.

Отметив различия, выделим и общие для различных видов психоаналитической помощи аспекты. Психоаналитическую психотерапию и психоаналитическое консультирование объединяет:

- теоретическая база;

- фокусировка в процессе работы с клиентом на определении той стадии его психосексуального развития, на которой произошла фиксация;

- помощь клиенту в адаптации к требованиям социальной среды посредством улучшения сознательного контроля над импульсами;

- формирование у клиента более гибкой и зрелой системы психологических защит;

- общие процедуры и техники.

Таким образом, цель психоаналитического консультирования – помощь клиенту в достижении инсайта относительно причин, сути его эмоциональных проблем и в развитии умения функционировать, применяя более зрелые способы адаптации, чем раньше.

Основными объектами внимания психоаналитически-ориентированного консультанта являются следующие элементы психической жизни клиента:

1. Драйвы (влечения, желания, латентные потребности).

2. Негативные или чрезмерные аффекты (например, агрессия, зависть, обида, чувство вины).

3. Травматические ситуации детства, среди которых следует специально выделить:

- потерю объекта (как реального лица, например, смерть одного из родителей, так и внутреннего объекта, например, разочарование в близком человеке или самом себе);

- страх потери объекта (например, страх потерять любовь и одобрение родителей);

-страх повреждения / наказания.

4. Защитные механизмы (их адекватность, зрелость, гибкость).

5. Компромиссные образования – индивидуальные способы достижения компромисса между различными элементами внутреннего конфликта (соматизация, самоуничижение, эмоциональное дистанцирование от других людей, педантичность и т.д.).

Особенности отношений консультант-клиент. Психоаналитическое консультирование предъявляет высокие требования к личности консультанта и его профессиональной подготовке. Прежде всего, консультант сам должен пройти длительную личную психоаналитическую терапию или психоанализ. Он также должен обладать отличными знаниями клинической психологии, теории психоанализа, культурологи и, в целом, быть высоко эрудированным, энциклопедически образованным человеком. Консультанту, специализирующемуся в области психоанализа, необходимо владеть навыком применения различных постулатов психоаналитической теории, а также специализированных психоаналитических техник к проблемам конкретного клиента.

Основу консультативной работы составляют рациональные взаимоотношения консультанта и клиента называемые рабочим альянсом. Фактическое проявление рабочего альянса состоит в готовности клиента выполнять различные психоаналитические процедуры, а также в его способности осуществлять интеллектуальный анализ тех инсайтов, которых он достигает в процессе консультирования.

Консультант содействует рабочему альянсу своими интерпретациями, сочувственным, откровенным и понимающим отношением к клиенту, сочетаемым с определенной жесткостью по отношению к его сопротивлениям, а также к стремлениям «расширить» рабочие отношения, вывести их за рамки консультативного взаимодействия. Психоаналитическое консультирование, в отличие, например, от гуманистического, считает недопустимым самораскрытие консультанта в процессе работы с клиентом. Консультант предоставляет клиенту минимум информации личного характера, оставаясь таким образом максимально неопределенной «мишенью» для проекций со стороны последнего.

Основные методы воздействия психоаналитически-ориентированного консультирования. Достижение рабочего альянса открывает возможность использования четырех основных аналитических процедур – прояснения, конфронтации, интерпретации, и проработки.

Конфронтация и прояснение составляют две фундаментальные процедуры осуществления обратной связи. С их помощью консультант дает клиенту возможность осознать противоречивость его высказываний, а также его чувств, мыслей, ценностей, отношений с другими людьми. Консультант фиксирует внимание клиента на этих противоречиях, подчеркивая их и проясняя их субъективный смысл.

Интерпретация предполагает «вскрытие» латентного, неосознаваемого клиентом содержания и смысла его высказываний, переживаний, поведения. Такое преобразование «всплывающего» в процессе консультирования материала помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом. В психоаналитической консультировании интерпретации подвергаются, прежде всего, свободные ассоциации, сны, сопротивление клиента.

Проработка предполагает появление у клиента способности к осознанию причин его эмоциональных проблем и формирование на основе этой способности новых, более зрелых приемов адаптации к реальной жизни.

Техника "Раннее детское воспоминание" А. Адлера как инструмент консультативной работы

Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский врач, психотерапевт, ученик З. Фрейда, основатель теоретического направления, получившего название «индивидуальная психология». С точки зрения А. Адлера, причиной психических нарушений являются гипертрофированные эгоистические потребности, стремление к превосходству над другими людьми, сопряженное с низким социальным интересом, социальной пассивностью.

Цели психологического консультирования, построенного на модели А. Адлера, состоят в выявлении у клиента ошибочных суждений о себе и других людях, формировании у него таких жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал. В процессе консультирования психолог помогает клиенту улучшить самопонимание и принять ту новую информацию о себе, которую он осознал. Кроме того, психолог обучает клиента новым, более конструктивным, по сравнению с используемыми ранее, способам межличностного взаимодействия, которые основаны на принятии ценности других людей и соотнесении собственных потребностей с интересами окружающих.

Одной из наиболее эффективных процедур, разработанных А. Адлером, является техника «раннее детское воспоминание».

Основой метода анализа ранних воспоминаний является положение З. Фрейда о том, что «так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени». По мнению З. Фрейда, ранние детские воспоминания человека содержат множество не только реальных, но и фантастических, вымышленных элементов и приобретают значение, как правило, «маскирующих» воспоминаний. Психоанализ в целом уделяет большое внимание детским воспоминаниям, поскольку они «содержат в себе не только некоторые существенные элементы детства, но вообще все, что было в нем существенного».

По мнению А. Адлера, в самом раннем воспоминании находят выражение основополагающие жизненные установки человека, и способы преодоления типичных для него жизненных трудностей. Анализ смысловых и вербальных особенностей воспоминания позволяет сделать выводы относительно социальной адаптации исследуемого. Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о "жизненном стиле личности", под которым он понимает свойственную человеку концепцию жизни (значение, которое человек придает миру и самому себе, направленность его устремлений и потребностей), а также свойственные ему паттерны поведения (привычки, способы решению жизненных проблем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: