Границы конфликта

Границы конфликта определяются его структурой. Последняя представляет собой совокупность его частей, элементов и отноше­ний между ними, являющихся факторами его целостности.

Главными элементами структуры конфликта являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) социальная среда, представляющая собой условие конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
Объект конфликта, как уже говорилось, возникает в силу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. То, что может удовлетворить эту потребность, и является объектом конфликта. Это могут быть материальные, социальные и духовные ценности.

Участниками конфликта могут выступать различные субъекты социального поля: индивиды, социальные группы, организации, государства и т.д. На основными участниками конфликта являют­ся противодействующие стороны или противники. Они образуют костяк конфликта. Как правило, при прекращении противостояния между ними заканчивается и сам конфликт.

В зависимости от специфики этих сторон конфликты можно разделить на:

1) внутриличностный (один аспект личности противостоит другому ее аспекту);

2) межличностный (одна личность противостоит другой);

3) конфликт личность — группа;

4) конфликт группа — группа (противодействующими сторонами
являются как малые, так и большие социальные группы).
Наряду с главными сторонами конфликта существуют и другие

его участники, они играют второстепенные роли в конфликте. Хотя следует признать, что эти второстепенные роли могут быть как малозначительными, так и весьма существенными.

Ролевые установки участников конфликта нетождественны. Так, с психологической точки зрения роль участника конфликта может быть как возвышенной, так и низменной. Ведь следует помнить, что каждый социальный субъект руководствуется своими мотива­ми, целями, интересами, ценностями и установками. Однако по­следние проявляются лишь тогда, когда конфликт достигает выс­шей степени развития.

С социологической точки зрения участники конфликта могут быть различны по своему социальному статусу, силе, влиянию. Это особенно очевидно при противоборстве личности отдельного че­ловека с государством.

Можно выстроить иерархию ролей участников конфликта:

1) индивиды, выступающие самостоятельно;

2) группы индивидов;

3) социальные слои;

4) государство.

Важным фактором развития и границ конфликта выступают конкретно-исторические, социально-психологические условия, в которых он разворачивается. Социальная среда в этой связи состав­ляет ту почву, на которой возникает и развивается конфликт. Сюда включено не только ближайшее окружение, но и более широкий спектр конфликтующих сторон.

Однако специфика конфликта зависит не только от объектив­ных условий, но и от субъективного восприятия участниками дан­ного конфликта, который создается у субъектов конфликтной си­туации. Этот образ не всегда тождествен истинному положению вещей. Эти субъективные образы могут быть трех видов:

1) представления о самих себе;

2) представления других участников конфликта;

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной ос­новой поведения конфликтантов.

Вместе с тем вне зависимости от представлений о конфликте он не начнется, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Причины конфликта, а также состав его субъектов детер­минируют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Действия субъекта конфликта вызывают соответствующее противо­действие, они взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом.,

Определение временных, пространственных и системных гра­ниц конфликта является важной предпосылкой успешного регули­рования, предотвращения его разрушительного воздействия.

Созревание причин, формирование состава субъектов конфликта, их взаимодействие требуют времени. Поэтому всякий конфликт
представляет собой процесс зачастую достаточно длительный.
В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, ста­дий и этапов его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: