Политика — деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих интересов по поводу распределения власти. Политика возникает тогда, когда происходит расслоение общества на различные группы с противоречивыми интересами. Государство! выступает выразителем интересов различных (господствующих в обществе) социальных групп, это политический институт, представляющий собой систему учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
Главное назначение государства — обеспечивать целостность общества посредством регуляции взаимоотношений между социальными группами и институтами, а также индивидами.
Сущность политического процесса можно представить через борьбу различных социальных групп за обладание и использование государственной власти. Именно вокруг нее и протекают все политические конфликты.
Политический конфликт — столкновение субъектов политик в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели. Последние связанны прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, влекущим за собой изменение политического статуса индивидов в обществе.
Источником политических конфликтов выступает удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов. Эти потребности не могут быть удовлетворены без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть.
Главным движущим мотивом поведения людей в политическом конфликте является «жажда власти».
В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности.
Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты.
Карлом Марксом была предложена классовая схема анализа политических конфликтов. Политика понималась им как отношение между классами по поводу завоевания и использования государственной власти.
Американский социолог и политолог Артур Бентли предложил понятие «группа интересов». Оно обозначает объединение людей на основе общности интересов и действий в рамках данной политической ситуации. Среди таких групп интересов можно выделить профсоюзы, молодежные организации, союзы и общества производителей и Предпринимателей и др. Бентли считал, что взаимодействие таких групп и государства — центральный момент политического процесса.
Таким образом, современные группы интересов вполне закономерно признаются решающими субъектами политических конфликтов. Но определенную (далеко не последнюю) роль в них играют и политические институты.
Специфика объекта и субъектов накладывает отпечаток и на саму специфику политического конфликта. Среди особенностей политического конфликта представляются наиболее важными следующие: 1) политический конфликт носит по преимуществу открытый характер, отличается открытым столкновением интересов. Политика — это сфера легитимированной обществом борьбы, она
является способом ослабить социальное напряжение, разряжением эмоций в политическом состязании;
2) обязательная публичность. Политический конфликт имеет свойство втягивать большие группы индивидов, для мобилизации
которых и требуется публичность;
3) высокая частота. Политический конфликт сопровождает любые
политические действия, образ мышления политиков заключен
в самой манере их поведения;
4) всеобщее значение. Каким бы по масштабности ни был политический конфликт, он всегда завершается принятием решения
на государственном уровне и его разрешение обязательно для
всех членов общества;
5) базируется на принципе «господство — подчинение». Поскольку в любом обществе доминирующей является вертикаль государственной власти, главной целью неизбежно становится
установление политического господства определенной стороны политического конфликта;
6) возможность прибегать к использованию силовых ресурсов как
к инструменту разрешения конфликта. Следует помнить, что
лишь государство обладает правом легального применения
силы. Поэтому именно за обладание государственной властью
идет борьба в рамках политического конфликта.
Если давать типологию политических конфликтов, можно выделить следующие критерии классификации:
1) сфера распространения (внутриполитические и внешнеполитические (межгосударственные) конфликты);
2) тип политической системы (конфликты тоталитарных и демократических политических систем);
3) характер предмета конфликта (конфликты интересов, статусно-ролевые, а также конфликты ценностей и идентификации).
В межгосударственных конфликтах в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств), отношения между которыми всегда характеризуются взаимной конкуренцией. Государствами движут национальные интересы, основу
которых составляют важнейшие для существования народа-нации
потребности в:
1) безопасности, контроле и использовании природных ресурсов;
2) сохранении культурной целостности и национальной специфики
Конфликты внутри политических систем обусловлены конкретными методами осуществления политической власти определенной социальной группой. Выделяют три типа политических систем:
1) авторитаризм;
2) тоталитаризм (наиболее жесткая форма авторитаризма);
3) демократия.
Конфликты тоталитарных режимов характеризуются прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Большинство реальных конфликтов становятся.скрытыми, подавленными, т.е. приобретают латентный характер.
Политические конфликты в тоталитарной системе максимально идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объявляется политическим преступлением.
Конфликты демократического общества локализованы в собственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не стремятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью. Конфликтные ситуации рассматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и подавляются. Необходимы отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов.