Как видно из названия, межличностный конфликт — это конфликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. Причины возникновения данного конфликта можно поделить на объективные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуации, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интересов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захватить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, человеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претензий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представления человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою правоту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдывают ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: профессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.
Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особенностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести недисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др.
А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:
1) агрессивная личность — это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, честолюбивый, склонен к агрессивным реакциям;
2) жертва конфликта—это человек, обладающий набором качеств,
которые порождают агрессивное отношение у окружающих.
По другой классификации (А.В. Дмитриев, С.Н. Кудрявцев)
можно выделить три основных психологических типа участников конфликта:
1) деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий
улаживать конфликт мирными средствами, наоборот, стремящийся к ожесточению противоборства вплоть до уничтожения противника. В большинстве случаев—это люди невротического склада или имеющие психические заболевания;
2) конструктивный тип. Главная его отличительная черта — это
адекватность в достижении цели, стремление найти решение,
приемлемое для обеих сторон. Люди подобного склада стремятся избегать прямых конфликтов, охотно вступают в переговоры, стремятся урегулировать конфликт «малой кровью»;
3) конфликтный тип. Люди этого типа, скорее, уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя».
Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для людей разных этнических групп.
Так называемый иррациональный фактор проявляется в большинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта.
На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроенность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.
В большинстве случаев конфликт приводит к неожиданным последствиям (снижение производительности труда, внутренний дискомфорт, нарушение сложившихся форм общения, эталонов поведения), но здесь есть и конструктивная функциональная составляющая: межличностный конфликт способствует мобилизации усилий индивида или группы для преодоления критических ситуаций, усилению сплоченности в коллективе, развитию антиконформистских качеств и расширению значения и опыта социального индивида.