Межличностные конфликты

Как видно из названия, межличностный конфликт — это конф­ликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. При­чины возникновения данного конфликта можно поделить на объек­тивные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуа­ции, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интере­сов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захва­тить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, че­ловеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претен­зий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представле­ния человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою пра­воту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдыва­ют ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: про­фессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.

Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особен­ностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести не­дисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др.

А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:

1) агрессивная личность — это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, чес­толюбивый, склонен к агрессивным реакциям;

2) жертва конфликта—это человек, обладающий набором качеств,
которые порождают агрессивное отношение у окружающих.
По другой классификации (А.В. Дмитриев, С.Н. Кудрявцев)

можно выделить три основных психологических типа участников конфликта:

1) деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий
улаживать конфликт мирными средствами, наоборот, стремящий­ся к ожесточению противоборства вплоть до уничтожения про­тивника. В большинстве случаев—это люди невротического склада или имеющие психические заболевания;

2) конструктивный тип. Главная его отличительная черта — это
адекватность в достижении цели, стремление найти решение,
приемлемое для обеих сторон. Люди подобного склада стремятся избегать прямых конфликтов, охотно вступают в переговоры, стремятся урегулировать конфликт «малой кровью»;

3) конфликтный тип. Люди этого типа, скорее, уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя».

Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, куль­турная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для лю­дей разных этнических групп.

Так называемый иррациональный фактор проявляется в боль­шинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступ­ках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта.

На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроен­ность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.

В большинстве случаев конфликт приводит к неожиданным по­следствиям (снижение производительности труда, внутренний дис­комфорт, нарушение сложившихся форм общения, эталонов поведе­ния), но здесь есть и конструктивная функциональная составляющая: межличностный конфликт способствует мобилизации усилий инди­вида или группы для преодоления критических ситуаций, усилению сплоченности в коллективе, развитию антиконформистских качеств и расширению значения и опыта социального индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: