Основная цель спецпропаганды в условиях войны заключается в подрыве боевого духа противника, в склонении к прекращению сопротивления, к сдаче в плен или уклонению от боевых действий.
Для достижения данной цели решают в числе других следующие задачи:
1) разъясняются последствия войны как для страны в целом, так
и для отдельного человека;
2) дискредитируется военно-политическая верхушка противника;
3) делается акцент на реальных или вымышленных противоречиях между различными этническими и социально-психологическими группами в вооруженных силах противника;
4) пропагандируется военное превосходство над противником;
5) нагнетается страх (быть убитым или получить физические увечья);
6)ослабляется эмоционально-волевая устойчивость войск противника;
7) стимулируется пробуждение чувства «усталости от войны»;
8) разжигается взаимная ненависть между сражающимися на фронте и оставшимися в тылу;
9) внушается мысль о приемлемости дезертирства либо сдачи в плен.
Психологические операции в предвоенный период обычно про
водят для достижения следующих целей:
1) вероятный противник изолируется на международной арене;
2) подрывается морально-психологическое состояние его вооруженных сил и гражданского населения;
3) провоцирование антивоенных и антиправительственных настроений в стране противника;
4) призыв к населению и личному составу вооруженных сил своей страны консолидироваться.
Содержание психологических операций в предвоенный период зависит, как правило, от:
1) политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки;
2) размаха деятельности оппозиционных политических партий,
диссидентского и пацифистского движений в стране вероятного противника;
3) специфики психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа в стране противника.
Основными объектами психологических операций в предвоенный период выступают:
1) личный состав вооруженных сил противника;
2) его гражданское население;
3) население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;
4) военнослужащие и народ своей страны.
Психологическое воздействие на личный состав вооруженных
сил противника осуществляется в форме:
1) разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных военнослужащих и их семей;
2) дискредитации военно-политического руководства государства-противника;
3) разжигания противоречий, существующих между различными
социально-этническими группами в вооруженных силах противника;
4) пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной техники, вооружения;
5) указания военнослужащим противника возможных способов
уклонения от личного участия в боевых действиях.
Психологическое воздействие на гражданское население противника осуществляется сходным образом, но сопровождается еще
и призывами к участию в антивоенных выступлениях оппозиции,
религиозных и пацифистских организаций.
Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на формирование среди военнослужащих и населения противника отрицательного отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.
Во-вторых, с помощью аргументации или зрительных образов раскрываются те отрицательные последствия, которые неизбежно влечет война для конкретных военнослужащих и их семей1.
Дискредитация военно-политического руководства противника направлена на подрыв авторитета военно-политического руководства противника в глазах собственного населения, личного состава вооруженных сил, мирового общественного мнения.
Для этого активно применяют различные способы, в т.ч.:
1) тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно характеризующих командный состав и политическую
верхушку противника;
2) высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое руководство и командный состав вооруженных сил противника;
3) распространение дезинформации и ложных слухов о них;
4) привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;
5) использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство
отдельных представителей военно-политического руководства;
6) четкое деление их на «плохих» и «хороших».
Разжигание противоречий между различными социальными,
конфессиональными, этническими группами населения и войск противника углубляет существующие противоречия между определенными группами людей до критического уровня. Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих различий между различными социальными группами.
Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к противоположной стороне создает положительное восприятие своего государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д.
Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий осуществляется путем введения противника в заблуждение, создания предпосылок для неожиданного удара по нему.
Резюмируя, специфику психологических операций в ходе боевых действий можно свести к следующим целям: -
1) подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил противника;
2) ослабление наступательного порыва;.
3) ослабление их способности к упорной обороне;
4) деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава окруженных (отсеченных) подразделений к сдаче
в плен.