Детские страхи

Страх, боязнь, испуг и ужас в сказках К. Чуковского.

После того, как впервые опубликовали «Мойдодыра», «Тараканища» и «Мухи-Цокотуху» журнал «Дошкольное воспитание» обвинили К. Чуковского в том, что он «развивает суеверия и страхи» у детей. Также отмечали, что в его сказках присутствует неожиданный испуг, опасность.

Считали, что в детской литературе не должно быть серьезного переживания чего-либо страшного, ужасного или трагического, поэтому многие критики пытались перелицевать страшное и преподнести его, как что-то другое, то есть смешное.

Детские страхи.

К. Чуковский интересовался не только проблемами детства, но и проблемами детских страхов.В его книге «от двух до пяти» описаны наблюдения за детьми, которые впервые сталкиваются с переживанием страха, опасности, утраты и гибели. В основном, первый опыт серьезных переживаний дети приобретают из сказок. В жизни ребенок всегда опекается взрослым, он до какого-то времени «свободен от страха, ребенок не знает, что такое опасность». Когда же ребенок слушает сказку, где главного героя подстерегают опасные ситуации, он переживает всякую неудачу героя как свою, и именно такие образом учится «принимать к сердцу чужие печали и радости».
Новаторский характер сказок К. Чуковского.

1. Использование, в написании детского произведения самых разнообразных элементов фольклорных и литературных жанров.

2. Чуковский первый детский автор, который дал детям первый опыт серьезных переживаний.

3. Динамичность действия.

Природа страха в сказках Чуковского связана с художественной категорией этого жантра – категорией чудесного. В народных сказках всегда присутствует чудесное злое начало и чудесный добрый конец, где чудесная злая сила может испугать ребенка. К. Чуковский сохраняет верность сказочным принципам, но он представляет читателю чудесную страшную силу в ином образе. Он не изображает традиционных героев, а придумывает что-то новое и неповторимое, например: Тараканище, Мойдодыр, Паук, Бармалей. В его сказках, злая сила оказывается совсем и не страшной, поскольку всегда с ней справляется самый маленький и слабый герой. У К. Чуковского, моменты страха всегда окружены юмором, иронией или пародией, а в конце все переживания вознаграждаются радостью.


3 Анализ сказки К. И. Чуковского «Айболит

В основе поэмы - сказки лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор (врач лечащий людей и животных).

Доктор Айболит в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

1. Соблюдена графичность и образность.

«Но вот перед ним море -

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперед!»»

2. Наивысшая смена образов

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - По,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо».

3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

«И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

4. Подвижность и переменчивость ритма.

«Но вот, поглядите, какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»»

5. Музыкальность поэтической речи.

«Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо - попо, Гиппо - попо!

Вот идет Гиппопотам.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он, и поет он:

«Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»»

Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов.

6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

«И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто ее щекочет.

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются -

Так, что дубы сотрясаются.»

7. Каждая строка живет собственной жизнью.

«Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!»

8. Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах.

««Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?» -

«Да - да - да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!»»

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

9. Стихи не загромождены прилагательными.

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте?»

10. Преобладает движение, основной ритм - хорей.

«И встал Айболит, побежал Айболит,

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»»

11. Присутствует игра.

«И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку

Дает шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым

Бежит он тигрятам,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам,

И каждого гоголем,

Каждого моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем потчует.»

12. Поэзия для детей - поэзия для взрослых.

«Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.»

13. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

«И тут же страусята

Визжат, как поросята,

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь и дифтерит у них,

И оспа и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.»

Мы видим, что К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке «Айболит». Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: