Глава третья

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Планирование логопедических занятий по коррекции сложной лисграфии у детей с системным нарушением речи (СНР) в 1—5-х классах

Яковлева Н.Н. — ст. преподаватель кафедры теории и методики специальное образования АППО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуаль­ным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У од­них детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Р. И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей явля­ется семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномально­го психического развития в целом.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточ­ностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В це­лом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдают­ся аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи.

Поэтому планирование занятий с такими детьми составле­но с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.

Занятия носят комплексный характер, осуществляется ра­бота над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодиче­ских компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у де­тей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная,

планирование составлено таким образом, чтобы коррекцион-но-логопедическая работа осуществлялась над речевой систе­мой в целом. Содержание логопедических занятий согласова­но с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подго­товке детей к усвоению учебного материала.

Количество часов на изучение каждой темы корректирует­ся в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-й класс)
Тема
Знакомство с кабинетом Уточнение пространственных представлений: определение схемы собственного тела; определение правого и левого направления в пространстве; определение пространственных взаимоотношений объектов; последовательность предметного ряда; графическое обозначение направлений
Временные представления: сутки; дни недели; месяцы; времена года возраст и роли в семье (рассматривание иллюстрации «Семья»)
Ознакомление с органами артикуляции
Гласные звуки, буквы (а,у,о,и, ы, э)
Дифференциация гласных а—у, о—и, ы—э, а—э, у—о, и—ы, у—и
Со « • гласные звуки, буквы (м, с, х, ш, н, л, р, к, п, т, з, в , ж, б, г, д) ж—ш, в—ф, л—р, гких согласных.
» по мере изучения дифференциация с—ш, с—з, х—к—г, п— б, т—д; • по мере изучения дифференциация твердых и мяг
Звук и буква и
Буква ь в конце слова как показатель мягкости
Буква ь в середине слова
Гл асные буквы е, ё, я, ю: • уточнение артикуляции; • фонетический разбор слов ель, еду, поел; • обозначение мягкости согласных буквами е, ё, я, ю (по мере изучения)
Продолжение
Тема
Звуки и буквы ц, ч, щ, ф. • уточнение артикуляции; • дифференциация звуков с— ц, т—ч, т—ч, ч—с, ч—ц, ч—ш,
Сл ««« ОБО: » обозначающее предмет; • обозначающее действия;» обозначающее признак;
Пр «« едложение» составление двусоставных предложений; • распространение предложений дополнением, определением
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс)
Тема
Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического. слуха) • а—уо—и • ы—э
Вычленение гласных звуков из слогов, слов, предложений
Согласные звуки: узнавание согласного звука на слух и по артикуляции; вычленение согласного звука в слове
Зв ковой анализ слогов, слов: анализ слогов слияний (СГ); анализ слов (мак, вол); образование слов «наращиванием* гласной буквы (маки, волы); анализ слов: раки, маки, рыба; анализ слов различной звуковой структуры (утро, мук, волк, стол,...); анализ слов с опорой на цифровой ряд; деление слов на СГ и букву вне слияния; составление слов из СГ и букв вне слияния; составление предложений из СГ и букв вне слияния; твердые и мягкие согласные в словах. Обозначение мягкости соглас­ных буквами я, ю, е, ё, ь; • звонкие и глухие согласные (п—б, к—г, т—д, в—ф, с—з, с—з, ш—ж)
Ударение в слове. Ударные и безударные гласные
Слово: • обозначающее предмет, отвечающее на вопросы: Кто? Что? • обозначающее действие, отвечающее на вопросы: Что делать? Что сделать?...
Окончание
Тема
• обозначающее признак предмета, отвечающее на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? • дифференциация слов-предметов, слов-признаков, слов-действий; • согласование имен существительных и глаголов; • согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
Предложение: • Двусоставное предложение (П+С). Распространение предложения; по вопросам; п+с+д П+С+Опр. П+С+Д с предлогом Опр.+П+С П+С+Опр.+Об. П+С+Д+Об. по картинкам
Связная речь: Составление рассказов по опорным словам и схемам. Запись предложений по памяти. Пересказ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс)
Тема
Гласные звуки: • выделение гласных звуков на фоне слова; • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука
Согласные звуки: • выделение согласных на фоне слова; • твердые и мягкие согласные: 1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё, ю,ь; 2) разделительный ь; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с); 2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов; • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-щ; (по необходимости)
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • подбор и определение однокоренных слов; • выделение окончания в слове
 
Тема
Расширение словарного запаса: • образование глаголов префиксальным способом; • образование прилагательных суффиксальным способом; • образование прилагательных от существительных; • синонимы; • антонимы; • омонимы Ударение: смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла); • определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение: Выделение главных членов предложения. • Практические упражнения в распространении предложений (согла­сование предложений в роде, числе и падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за)
Связная речь: • Работа с деформированным текстом. • Письмо по памяти. • Составление рассказов по сюжетным картинкам, описательных рас­сказов, • Придумывание части текста (начало, окончание, середина)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)
Тема
Предложение: • Определение количества слов в предложении. • Составление предложений по опорным словам. • Работа со схемами предложений. • Самостоятельное придумывание предложений по теме: «Осень»
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Гласные звуки: • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука; Согласные звуки: твердые и мягкие согласные: 1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё,ю,ъ; 2) разделительный а; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф,б-п,д-т,г-к,з-с);
Окончание
Тема
2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-ш,
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • выделение однокоренных слов; • образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способом и изменением флексий; • различение приставок и предлогов Ударение: • смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла); • определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры Расширение словарного запаса: • синонимы; • антонимы; • омонимы; • многозначность слов
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение. • Практические упражнения в распространении предложений (согла­сование слов в предложении в роде, числе, падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под). • Работа с деформированными предложениями
Работа над связной речью: • Работа с деформированными текстами. • Составление описательных рассказов. • Пересказы. • Мастерские слова, письма
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-й класс)
Тема
Работа на морфологическом уровне: • состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс); • образование слов с помощью приставок; • образование слов с помощью суффиксов
Ударение: • фонетическая и смыслоразличительная роль ударения; • форморазличительная роль ударения; • безударная гласная
Окончание
Тема
Работа на лексическом уровне. • Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя при­лагательное, глагол). • Имя существительное: 1) число имен существительных; 2) род имен существительных; 3) падежи имен существительных; 4) употребление имен существительных с предлогами
Работа на синтаксическом уровне: • согласование имени существительного с глаголом в роде и числе; • согласование имени прилагательного в роде и числе; • грамматическое оформление предложения и его распространение
Работа над связной речью: • Пересказы. • Изложение. • Сочинение коротких текстов на заданную тему. • Мастерские слова, письма

Приложения к планированию Н. Н. Яковлевой

Приложение ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: