1. Определить количество слов в предложении.
а) «Поезд». Поднять вагончик с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении;
б) дорисовать цветок (количество лепестков соответствует количеству слов в предложении).
2. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово?):
а) поднять цифру;
б) раскрасить листок (грибок, матрешку, окно);
в) выделить нужное слово на готовой схеме.
3. Работа с графическими схемами предложения:
• составить графическую схему предложения;
• из предложенных слов составить предложения по данной схеме:
живет, на, кулик, болоте
• по графической схеме придумать предложение;
• выбрать предложение, подходящее к графической схеме;
• дополнить схему;
• исправить схему (поставить нужный знак препинания).
4. Игра «кто самый внимательный!»
Прочитать предложения-перевертыши и отметить те из них, в которых изменился порядок слов. Казак липу купил. А Лиза — мазила.
5. Распространить предложение (увеличить количество слов в предложении).
|
|
6. Сократить поэтапно предложение до двух слов.
7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
8. Ответить на вопрос предложением, в котором будет столько же слов, сколько и в вопросе.
9. Определить границы предложения в тексте.
10. Работа с деформированным текстом:
а) определить последовательность предложений в тексте. Указать количество слов в каждом предложении;
б) определить последовательность предложений. Найти повторяющиеся слова и указать место (по счету) этого слова в предложении. Заменить его подходящим по смыслу словом для избежания повторов.
Ежик.
Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ежика. Прочего неделя, и ежик стал смелее. Сначала ежик боялся и выходил только ночью. Он завернул ежика в куртку и принес домой.
Приложение № 2 ДИКТАНТЫ | ||
Класс | В начале года | В конце года |
Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка, Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов) | Любимый театр. В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки вязли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова) | |
Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов) | Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова) | |
Гуси летят. Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, | Окраска животных. Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца |
Продолжение | ||
Класс | В начале года | В конце года |
пропустил стаю вперёд. Место | морскую траву. Конёк позелене | |
вожака занял другой сильный | ет. Зайдёт солнце за горизонт. | |
гусь. (68 слов) | Вода в море потемнеет. И конёк | |
потемнел. Зацепился за травин | ||
ку. Волны качают его взад и впе | ||
рёд. (86 слов) | ||
Сентябрь. | Через минуту Карлсон сощу | |
Пришел сентябрь. После жар | рился и сказал: «А теперь я хочу | |
кого лета наступила золотая | поразвлечься. Пробежим по | |
осень. По опушкам еще растут | крышам». Малыш радостно со | |
подосиновики, душистые рыжи | гласился. Они взялись за руки и | |
ки. На большом старом пне | вышли на крышу. | |
жмутся друг к дружке опята. | Все выглядело удивительно | |
По высокому синему небу бе | прекрасным под синим вечер | |
гут облака. Уже улетели ласточ | ним небом. Дома в сумерках ка | |
ки, стрижи. К дальнему пути го | зались таинственными. Внизу | |
товятся дикие гуси, покидают | зеленел парк. От верхушек топо | |
родные болота журавли. | лей поднимался чудесный ост | |
Вот вышел из леса старый лось, | рый запах. Из раскрытых окон | |
поднял голову и заревел. Ранним | доносились смех, детский плач, | |
утром далеко слышен грозный | собачий лай, чья-то игра на роя | |
рёв могучего богатыря. Прошли | ле, звенела посуда на кухне. Где- | |
лоси, нашумели, испугали зайца. | то загрохотал мотоцикл и заглу | |
Страшно ему в осенние прозрач | шил цокот копыт грустной ло | |
ные дни. Кругом все жёлтое, зо | шадки. Малыш чувствовал, что | |
лотое, а он в белой шубке. (83 | голова его кружится от впечатле | |
слова) | ний. Он забыл об опасности и | |
чуть не свалился в широкую | ||
щель. (95 слов) | ||
После грозы. | Я возвращался домой и забрёл | |
Дождь становится мельче, | в какую-то незнакомую усадьбу. | |
сквозь края туч виднеется кло | Солнце уже пряталось, и на цве | |
чок ясной лазури. Через минуту | тущей ржи растянулись вечер | |
робкий луч солнца уже блестит в | ние тени. Два ряда старых, очень | |
лужах дороги и на блестящей зе | высоких елей стояли, как две | |
лени придорожной травы. Чер | сплошные стены. Я легко пере | |
ная туча еще грозно застилает | лез через изгородь и пошёл по | |
противоположную сторону не | этой аллее. Еловые иглы на вер | |
босклона, но я уже не боюсь ее. | шок покрывали землю. | |
Кузов кареты, вожжи, шины ко | Было тихо, темно, и только вы | |
лес, спины лошадей — всё мокро | соко на вершинах кое-где дро | |
и сверкает на солнце. Необозри | жал яркий золотой свет и пере | |
мое озимое поле тянется тенис | ливал радугой в сетях паука. | |
тым ковром до самого горизонта. | Сильно, до духоты, пахло хвоей. |
Продолжение | ||
Класс | В начале года | В конце года |
Так обаятелен пьянящий запах | Потом я повернул на длинную | |
леса после весенней грозы, запах | липовую аллею. И туг запустение | |
фиалки, берёзы, черёмухи, что я | и старость; прошлогодняя листва | |
не могу сидеть в бричке и соска | печально шелестела под ногами, | |
киваю с подножки... (85 слов) | и в сумерках между деревьями | |
прятались тени. (95 слов) | ||
Летом. | На корабле. | |
Самая большая радость — наши | Офицеры и команда занимали | |
частые прогулки в заливные при- | свои места согласно боевому | |
окские луга, к небольшим озёрам, | расписанию. В боевой рубке, в | |
которые поросли травой в челове | отличие от кубрика, было тесно | |
ческий рост. Ходили мы с удочка | от людей. Здесь, кроме команди | |
ми в руках, у Константина Геор | ра, находились ею помощники; | |
гиевича через плечо всегда висела | штурман, артиллерист, минер, | |
самодельная холщовая сумка. | рулевой, рассыльные. | |
Мы шли обычно по узкой тро | Люди на «Ушакове» самоотвер | |
пинке в сторону далекой Оки, | женно исполняли свои обязан | |
через раскинувшиеся на кило | ности. Никогда корабль не жил | |
метры луга. Всё цвело, издавало | такой напряженной жизнью, как | |
неизвестные мне звуки. Было | в эти часы. Грозно вращались | |
видно, что Константин Георгие | броневые башни, задирая вверх | |
вич чувствовал себя среди всего | свои десятидюймовые орудия, | |
этого как дома. Я тогда была | искавшие живую цель на гори | |
обычной невеждой и часто не | зонте. Выстрелы их были разме | |
знала названий многих растений. | ренны, сильны и оглушительны. | |
Я напоминала иностранца, | Все были в движении, все дей | |
жалко бредущего по чужой стра | ствия людей и машин были на | |
не. Но отчаиваться не приходи | столько согласованы между со | |
лось: рядом был терпеливый, | бой, точно корабль представлял | |
всезнающий и неназидательный | собой единый организм. Сраже | |
учитель. (100 слов) | ние разыгралось. (92 слова) | |
До соприкосновения с неприя | В Мещорском крае нет ника | |
телем было вёрст восемьдесят от | ких особенных красот и бо | |
станции железной дороги, и я | гатств, кроме лесов, лугрв и про | |
успел вдоволь налюбоваться | зрачного воздуха. | |
Южной Польшей. Гор, утехи ту | Что можно увидеть в Мешорс- | |
ристов, там нет, но на что рав | ком крае? Цветущие или ско | |
нинному жителю горы? | шенные луга, сосновые боры, | |
Леса сосновые, и, проезжая по | лесные озёра, заросшие чёрной | |
ним, вдруг видишь узкие, пря | кугой, стога, пахнущие сухим и | |
мые, как стрелы, аллеи. Они пол | тёплым сеном. Сено в стогах | |
ны зелёным сумраком, там с ку | держит тепло всю зиму. В Ме- | |
риной повадкой пробегают фаза | шорском крае можно увидеть | |
ны, в тихие ночи слышно, как | обширные болота, покрытые | |
чавкает и ломает кусты кабан. | ольхой и осиной, одинокие, |
Окончание | ||
Класс | В начале года | В конце года |
Среди широких отмелей раз | обугленные от старости избы | |
мытых берегов лениво извива | лесников, пески, можжевельник, | |
ются реки; озёра блестят и отра | вереск, косяки журавлей. | |
жают небо, как зеркала из поли | Что можно услышать в Мешор- | |
рованного металла. У старых | ском крае, кроме гула сосновых | |
мельниц тихие запруды с журча | лесов? Крики перепелов и яст | |
щими струйками воды и каким- | ребов, свист иволги, суетливый | |
то розово-красным кустарни | стук дятлов, вой волков, шорох | |
ком, странно напоминающим | дождей в рыжей хвое, вечерний | |
человеку его детство. (97 слов) | плач гармоники в деревушке, а | |
по ночам — разноголосое пение | ||
петухов да колотушку деревенс | ||
кого сторожа. (109 слов) | ||
Старый колокол. | По дому можно судить о его | |
Среди развалин древнего Хер- | хозяине, и часто, взглянув на че | |
сонеса висит, раскачиваясь над | ловека, можно представить себе | |
морем, колокол, установленный | его дом. Но иногда бывает, что | |
на невысоких, но прочных стол | дом и его хозяин по природе | |
бах пропитанных смолою. Как | своей и по внешнему виду явля | |
ни густы бывают осенние тума | ются полной противоположнос | |
ны, моряки, возвращаясь к род | тью друг другу, и невесело выг | |
ным берегам, находят дорогу по | лядят тогда и дом, и его обитате | |
размеренным, неторопливым | ли. На всём лежит печать како | |
ударам этого колокола. | го-то беспокойства и неустроен | |
Когда-то этот колокол, на ко | ности. Но бывает и так, что че | |
тором высечены подлинные гре | ловек настолько сроднится со | |
ческие письмена, был захвачен | своим жильём, что подчас и по | |
чужеземцами и едва ли не сто | нять трудно, где кончается оби | |
лет был на чужбине, оставаясь в | талище и начинаются обитатели. | |
забвении, пока не вернулся на | Восстанавливая Михайловский | |
родину. Теперь он здесь. | дом, я много думал о жилище | |
Когда погода безветренна, | Пушкина, стараясь реально | |
смотритель, не торопясь, наде | представить себе, как оно устра | |
вает форменную кепку и поно | ивалось и как выглядело. Ведь | |
шенный плащ и идёт к морю. | сам Пушкин и его друзья, бывав | |
Когда он возвращается, запах | шие у него в деревне, так были | |
моря сменяется запахом дыма от | скупы на рассказы об этом! | |
костра и печённой в нём кар | И вот как-то мне представи | |
тошки. Но в штормы старик | лось: ещё там, на юге, Пушкин | |
предпочитает оставаться дома, | заставил героев своего «Онеги | |
сидя у огня и вспоминая былое. | на» жить в такой же деревне, в | |
(114 слов) | окружении такой же природы, | |
среди которой ему пришлось те | ||
перь самому жить в Михайловс | ||
ком. (147 слов) |
Приложение № 3
|
|
|
|
|
|