Виды работ по совершенствованию навыка анализа структуры предложения

1. Определить количество слов в предложении.

а) «Поезд». Поднять вагончик с цифрой, соответствующей ко­личеству слов в предложении;

б) дорисовать цветок (количество лепестков соответствует ко­личеству слов в предложении).

2. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово?):

а) поднять цифру;

б) раскрасить листок (грибок, матрешку, окно);

в) выделить нужное слово на готовой схеме.

3. Работа с графическими схемами предложения:

• составить графическую схему предложения;

• из предложенных слов составить предложения по данной схеме:

живет, на, кулик, болоте

по графической схеме придумать предложение;

• выбрать предложение, подходящее к графической схеме;

• дополнить схему;

• исправить схему (поставить нужный знак препинания).

4. Игра «кто самый внимательный!»

Прочитать предложения-перевертыши и отметить те из них, в которых изменился порядок слов. Казак липу купил. А Лизамазила.

5. Распространить предложение (увеличить количество слов в предложении).

6. Сократить поэтапно предложение до двух слов.

7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

8. Ответить на вопрос предложением, в котором будет столько же слов, сколько и в вопросе.

9. Определить границы предложения в тексте.

10. Работа с деформированным текстом:

а) определить последовательность предложений в тексте. Ука­зать количество слов в каждом предложении;

б) определить последовательность предложений. Найти по­вторяющиеся слова и указать место (по счету) этого слова в предложении. Заменить его подходящим по смыслу словом для избежания повторов.

Ежик.

Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ежика. Прочего неделя, и ежик стал смелее. Сначала ежик боялся и выходил только ночью. Он завернул ежика в куртку и принес домой.

Приложение № 2 ДИКТАНТЫ
Класс В начале года В конце года
  Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка, Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов) Любимый театр. В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с ра­достью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли мед­ведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки вязли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова)
  Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскину­лись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов) Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг по­тянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освеща­ло окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цве­там. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лу­гов? От земли идёт лёгкий па­рок. Воздух наполняет запах по­левых цветов. (64 слова)
  Гуси летят. Пришла пора прощания. Пе­релётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно рас­правил крылья и резко поднял­ся в воздух. Табун взлетел за во­жаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находи­лась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, Окраска животных. Животных защищает цвет. Зи­мой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земель­ке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисова­ны длинные полосы. Летом хищ­ника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно раз­глядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца
Продолжение
Класс В начале года В конце года
  пропустил стаю вперёд. Место морскую траву. Конёк позелене­
  вожака занял другой сильный ет. Зайдёт солнце за горизонт.
  гусь. (68 слов) Вода в море потемнеет. И конёк
    потемнел. Зацепился за травин­
    ку. Волны качают его взад и впе­
    рёд. (86 слов)
  Сентябрь. Через минуту Карлсон сощу­
  Пришел сентябрь. После жар­ рился и сказал: «А теперь я хочу
  кого лета наступила золотая поразвлечься. Пробежим по
  осень. По опушкам еще растут крышам». Малыш радостно со­
  подосиновики, душистые рыжи­ гласился. Они взялись за руки и
  ки. На большом старом пне вышли на крышу.
  жмутся друг к дружке опята. Все выглядело удивительно
  По высокому синему небу бе­ прекрасным под синим вечер­
  гут облака. Уже улетели ласточ­ ним небом. Дома в сумерках ка­
  ки, стрижи. К дальнему пути го­ зались таинственными. Внизу
  товятся дикие гуси, покидают зеленел парк. От верхушек топо­
  родные болота журавли. лей поднимался чудесный ост­
  Вот вышел из леса старый лось, рый запах. Из раскрытых окон
  поднял голову и заревел. Ранним доносились смех, детский плач,
  утром далеко слышен грозный собачий лай, чья-то игра на роя­
  рёв могучего богатыря. Прошли ле, звенела посуда на кухне. Где-
  лоси, нашумели, испугали зайца. то загрохотал мотоцикл и заглу­
  Страшно ему в осенние прозрач­ шил цокот копыт грустной ло­
  ные дни. Кругом все жёлтое, зо­ шадки. Малыш чувствовал, что
  лотое, а он в белой шубке. (83 голова его кружится от впечатле­
  слова) ний. Он забыл об опасности и
    чуть не свалился в широкую
    щель. (95 слов)
  После грозы. Я возвращался домой и забрёл
  Дождь становится мельче, в какую-то незнакомую усадьбу.
  сквозь края туч виднеется кло­ Солнце уже пряталось, и на цве­
  чок ясной лазури. Через минуту тущей ржи растянулись вечер­
  робкий луч солнца уже блестит в ние тени. Два ряда старых, очень
  лужах дороги и на блестящей зе­ высоких елей стояли, как две
  лени придорожной травы. Чер­ сплошные стены. Я легко пере­
  ная туча еще грозно застилает лез через изгородь и пошёл по
  противоположную сторону не­ этой аллее. Еловые иглы на вер­
  босклона, но я уже не боюсь ее. шок покрывали землю.
  Кузов кареты, вожжи, шины ко­ Было тихо, темно, и только вы­
  лес, спины лошадей — всё мокро соко на вершинах кое-где дро­
  и сверкает на солнце. Необозри­ жал яркий золотой свет и пере­
  мое озимое поле тянется тенис­ ливал радугой в сетях паука.
  тым ковром до самого горизонта. Сильно, до духоты, пахло хвоей.
Продолжение
Класс В начале года В конце года
  Так обаятелен пьянящий запах Потом я повернул на длинную
  леса после весенней грозы, запах липовую аллею. И туг запустение
  фиалки, берёзы, черёмухи, что я и старость; прошлогодняя листва
  не могу сидеть в бричке и соска­ печально шелестела под ногами,
  киваю с подножки... (85 слов) и в сумерках между деревьями
    прятались тени. (95 слов)
  Летом. На корабле.
  Самая большая радость — наши Офицеры и команда занимали
  частые прогулки в заливные при- свои места согласно боевому
  окские луга, к небольшим озёрам, расписанию. В боевой рубке, в
  которые поросли травой в челове­ отличие от кубрика, было тесно
  ческий рост. Ходили мы с удочка­ от людей. Здесь, кроме команди­
  ми в руках, у Константина Геор­ ра, находились ею помощники;
  гиевича через плечо всегда висела штурман, артиллерист, минер,
  самодельная холщовая сумка. рулевой, рассыльные.
  Мы шли обычно по узкой тро­ Люди на «Ушакове» самоотвер­
  пинке в сторону далекой Оки, женно исполняли свои обязан­
  через раскинувшиеся на кило­ ности. Никогда корабль не жил
  метры луга. Всё цвело, издавало такой напряженной жизнью, как
  неизвестные мне звуки. Было в эти часы. Грозно вращались
  видно, что Константин Георгие­ броневые башни, задирая вверх
  вич чувствовал себя среди всего свои десятидюймовые орудия,
  этого как дома. Я тогда была искавшие живую цель на гори­
  обычной невеждой и часто не зонте. Выстрелы их были разме­
  знала названий многих растений. ренны, сильны и оглушительны.
  Я напоминала иностранца, Все были в движении, все дей­
  жалко бредущего по чужой стра­ ствия людей и машин были на­
  не. Но отчаиваться не приходи­ столько согласованы между со­
  лось: рядом был терпеливый, бой, точно корабль представлял
  всезнающий и неназидательный собой единый организм. Сраже­
  учитель. (100 слов) ние разыгралось. (92 слова)
  До соприкосновения с неприя­ В Мещорском крае нет ника­
  телем было вёрст восемьдесят от ких особенных красот и бо­
  станции железной дороги, и я гатств, кроме лесов, лугрв и про­
  успел вдоволь налюбоваться зрачного воздуха.
  Южной Польшей. Гор, утехи ту­ Что можно увидеть в Мешорс-
  ристов, там нет, но на что рав­ ком крае? Цветущие или ско­
  нинному жителю горы? шенные луга, сосновые боры,
  Леса сосновые, и, проезжая по лесные озёра, заросшие чёрной
  ним, вдруг видишь узкие, пря­ кугой, стога, пахнущие сухим и
  мые, как стрелы, аллеи. Они пол­ тёплым сеном. Сено в стогах
  ны зелёным сумраком, там с ку­ держит тепло всю зиму. В Ме-
  риной повадкой пробегают фаза­ шорском крае можно увидеть
  ны, в тихие ночи слышно, как обширные болота, покрытые
  чавкает и ломает кусты кабан. ольхой и осиной, одинокие,
Окончание
Класс В начале года В конце года
  Среди широких отмелей раз­ обугленные от старости избы
  мытых берегов лениво извива­ лесников, пески, можжевельник,
  ются реки; озёра блестят и отра­ вереск, косяки журавлей.
  жают небо, как зеркала из поли­ Что можно услышать в Мешор-
  рованного металла. У старых ском крае, кроме гула сосновых
  мельниц тихие запруды с журча­ лесов? Крики перепелов и яст­
  щими струйками воды и каким- ребов, свист иволги, суетливый
  то розово-красным кустарни­ стук дятлов, вой волков, шорох
  ком, странно напоминающим дождей в рыжей хвое, вечерний
  человеку его детство. (97 слов) плач гармоники в деревушке, а
    по ночам — разноголосое пение
    петухов да колотушку деревенс­
    кого сторожа. (109 слов)
  Старый колокол. По дому можно судить о его
  Среди развалин древнего Хер- хозяине, и часто, взглянув на че­
  сонеса висит, раскачиваясь над ловека, можно представить себе
  морем, колокол, установленный его дом. Но иногда бывает, что
  на невысоких, но прочных стол­ дом и его хозяин по природе
  бах пропитанных смолою. Как своей и по внешнему виду явля­
  ни густы бывают осенние тума­ ются полной противоположнос­
  ны, моряки, возвращаясь к род­ тью друг другу, и невесело выг­
  ным берегам, находят дорогу по лядят тогда и дом, и его обитате­
  размеренным, неторопливым ли. На всём лежит печать како­
  ударам этого колокола. го-то беспокойства и неустроен­
  Когда-то этот колокол, на ко­ ности. Но бывает и так, что че­
  тором высечены подлинные гре­ ловек настолько сроднится со
  ческие письмена, был захвачен своим жильём, что подчас и по­
  чужеземцами и едва ли не сто нять трудно, где кончается оби­
  лет был на чужбине, оставаясь в талище и начинаются обитатели.
  забвении, пока не вернулся на Восстанавливая Михайловский
  родину. Теперь он здесь. дом, я много думал о жилище
  Когда погода безветренна, Пушкина, стараясь реально
  смотритель, не торопясь, наде­ представить себе, как оно устра­
  вает форменную кепку и поно­ ивалось и как выглядело. Ведь
  шенный плащ и идёт к морю. сам Пушкин и его друзья, бывав­
  Когда он возвращается, запах шие у него в деревне, так были
  моря сменяется запахом дыма от скупы на рассказы об этом!
  костра и печённой в нём кар­ И вот как-то мне представи­
  тошки. Но в штормы старик лось: ещё там, на юге, Пушкин
  предпочитает оставаться дома, заставил героев своего «Онеги­
  сидя у огня и вспоминая былое. на» жить в такой же деревне, в
  (114 слов) окружении такой же природы,
    среди которой ему пришлось те­
    перь самому жить в Михайловс­
    ком. (147 слов)

Приложение № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: